Главная Книга как бросить курить аллен карр скачать в epub

Наш выбор

Аст при холецистите

Как лечить грыжу позвоночника


Читать дальше

Лазерный пилинг лица санкт-петербург

Избавление от табакокурения волгоград


Читать дальше

Схема анализа учебно-тренировочного занятия гнп -1 по баскетболу дюсш


контактные линзы цветные для глаз tricolor инструкция по применению

Текущая страница: 3 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Ояма начал заниматься кэмпо сравнительно поздно – с девяти лет. Но уже в пятом классе он стал обладателем 1 дана и с тех пор старался методически овладеть всеми существующими стилями каратэ до и кэмпо. Ояма в подростковом возрасте поставил себе задачу максимально развить силу, выносливость и пробивную способность организма, чтобы впоследствии противопоставить утвердившимся в Японии стилям ограниченного спортивного каратэ настоящий боевой кэмпо. Фактически Ояма на себе провел эксперимент по разработке системы многолетней подготовки каратистов. Но методы этой подготовки и условиях нашей страны, менталитета нашего населения применять нельзя.

В современном спорте тренировочные занятия с детского возраста резко изменились. Это видно из того, что все чаще и чаще во многих видах спорта рекордных результатов достигают в очень раннем возрасте. Например, даже в таком «взрослом» виде спорта, как тяжелая атлетика, стало появляться немало юных дарований, которые выполняют нормативы мастера спорта международного класса в 15 лет и даже в более раннем возрасте.

При планировании поэтапной многолетней тренировки спортсменов мы должны ориентироваться на возраст каратис-1ов. И главным критерием в этом являются возрастные особенности развития человека. Известно, что во многих случаях паспортный возраст не соответствует биологическому. Так, наши исследования показали, что из 100 каратистов, наблюдавшихся в течение пяти лет (с 12 до 18 лет), в 12 лет первой степени половой зрелости достигли 35 и второй – 5 %, в 11 лет – соответственно 38 и 30,8 %. Следовательно, из 100 юных спортсменов 12-летнего возраста только 40 % вступили и пубертатный период, т. е. период половой зрелости. Эти 40 % но своей биологической зрелости могут быть отнесены к подростковому возрасту, а не к детскому.

На основании многолетних исследований, анализа литературы и практического опыта работы с каратистами в течение более чем 20 лет была разработана следующая возрастная периодизация при планировании поэтапной подготовки молодых каратистов.

Учебно-тренировочная группа 1 (УТГ-1) (до 9 лет) – младший школьный возраст;

УТГ-2 (10–12 лет) – первый средний школьный возраст;

УТГ-3 (13–14 лет) – второй средний школьный возраст;

УТГ-4 (15–16 лет) – старший школьный возраст;

УТГ-5 (17–18 лет) – юноши;

УТГ-6 (19–20 лет) – юниоры.

На основании данного возрастного деления спортивных групп многолетняя базовая подготовка каратистов, где ставится задача воспитания квалифицированных спортсменов, была разделена на шесть этапов (рис. 13):

Рис. 11. Модель системы многолетней подготовки каратистов

Первый этап – предварительная физическая и духовная подготовка (ученики до 9-летнего возраста).

Второй этап – базовая физическая и духовная подготовка (ученики 10-12-летнего возраста).

Гретый этап – базовая спортивная и духовная подготовка (ученики 13-14-летнего возраста).

Четвертый этап – углубленная базовая спортивная и духовная подготовка (ученики 15-16-летнего возраста).

Пятый этап – завершающая базовая спортивная и духов-нии подготовка (ученики 17-18-летнего возраста).

Шестой этап – базовая мастерская и духовная подготовка (ученики 19-20-летнего возраста).

Данные о характерных особенностях каратистов разного возраста и квалификации, выявленные закономерности их роста и возрастного развития, динамика показателей различных сторон подготовленности являлись исходным материалом для дальнейшего построения процесса многолетней подготовки. На основе этих данных были сформулированы основные рекомендации по построению многолетней подготовки молодых каратистов и разработана обобщающая модель построения многолетнего тренировочного процесса в восточных видах единоборств. Принципиальная схема последовательности разработки модели построения многолетней подготовки юных каратистов представлена на рис. 11.

Модель системы многолетней подготовки молодых спортсменов включает следующие основные компоненты: этапы многолетней тренировки и их продолжительность; примерные возрастные границы для спортсменов; преимущественную направленность их подготовки на каждом этапе; основные задачи, средства и методы тренировки; допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки; требования к спортивной подготовке в разрабатываемых моделях: каждый последующий этап многолетней подготовки характеризуется более высоким уровнем решаемых задач, изменением возраста спортсменов, связанные с этими факторами повышением допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок, расширением круга используемых средств и методов тренировки. Кроме того, содержите каждого этапа многолетней тренировки тесно связано с определением пригодности, выполнение поступательно повышающихся требований каждого последующего этапа и оценкой спортивных достижений, уровня подготовленности спортсменов в связи с проделанной работой.

Неотъемлемым компонентом системы многолетней подготовки является система поиска перспективных спортсменов. Поэтому в модель включаются и соответствующие оценки одаренности спортсменов.

Деление многолетней тренировки юных каратистов на шесть этапов весьма условно. Однако оно позволяет правильнее и рациональнее планировать подготовку молодых спортсменов с учетом возрастных особенностей организма.

Для прохождения каждого этапа подготовки необходимо ориентировать основную массу занимающихся не столько на достижение спортивных результатов, особенно на первом и втором этапах, сколько на всестороннюю физическую, духовную и техническую подготовку учеников (табл. 2). Следует пояснить сказанное на примере. Как правило, способный ученик уже в течение первых двух лет тренировок в секции каратэ нередко достаточно быстро прогрессирует, что позволяет ему сразу же перейти в группу спортсменов, тренирующихся по программе более высокого этапа. Однако выполнение повышенных требований на кю для большинства учеников было бы преждевременным, так как юные каратисты еще не достигли необходимого уровня базовой общефизической и функциональной подготовленности, который у них должен быть на первых этапах.

Пренебрежительное отношение к последовательности выполнения каждого этапа подготовки, неоправданный переход юного спортсмена на более высокий этап подготовки может привести к форсированию тренировочного процесса, быстрому истощению природных возможностей организма и в конечном итоге – к последующему прекращению роста результатов в более старшем возрасте. Такого подхода к тренировке молодых каратистов допускать нельзя.

Таблица 2

Формализованная модель системы многолетней подготовки каратистов

Первый этап – предварительная физическая и духовная подготовка (ученики до 9-летнего возраста)

Таблица 3

Второй этап – базовая физическая и духовная подготовка (ученики 10-12-летнего возраста)

Таблица 4

Третий этап – базовая спортивная и духовная подготовка (ученики 13-14-летнего возраста)

Таблица 5

Четвертый этап – углубленная базовая спортивная и духовная подготовка (ученики 15-16-летнего возраста)

Таблица 6

Пятый этап – углубленная базовая спортивная и духовная подготовка (ученики 17-18-летнего возраста)

Таблица 7

Шестой этап – базовая мастерская и духовная подготовка (ученики 18-22-летнего возраста)

Нормативная часть образовательной программы

Таблица 8

Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы образовательных учреждений по каратэ

(разделы сольные композиции, сейми контакт, лайт контакт, фулл контакт, фулл контакт с лоу кик)

1 Количество часов в неделю может меняться в зависимости от этапа спортивной подготовки. Неизменным остаётся количество часовой нагрузки в год.

2 Через год тренировочных занятий в СОГ дети до 17 лет на основании сданных контрольных нормативов могут быть зачислены в ГНП или УТГ.

3 В государственных учреждениях бюджетного типа (ДЮСШ, ОСДЮШОР) часовая недельная нагрузка может быть сокращена на 25 %, в зависимости от уровня подготовленности.

4 год обучения в ГВСМ не регламентируется.

5 Возраст в группах спортивного оздоровления с 15 лет и старше.

Таблица 9

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке

Указывается только минимальный возраст зачисления в спортивную школу.

ГЗ формируются из всех желающих. Время работы на усмотрение тренера-преподавателя.

Таблица 10

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)

сочетание средств подготовки в группе высшего спортивного мастерства зависит от количества соревнований и варьируется в зависимости от календарных планов федераций и текущих планов тренера-преподавателя

Таблица 11

Тематический учебный план подготовки на год каратэ

количество часов в группе может незначительно изменяться, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, целей, задач и условий учебно-тренировочного процесса

общее количество часов содержания образования на каждом конкретном этапе подготовки определяется местным положением соответствующего образовательного учреждения, в данной программе указано примерное количество часов исходя из нормативных документов, накопленной практики работы ведущих специалистов в области каратэ;

часы в таблице указаны с учётом совмещения работы над школой базовых движений, специальной физической подготовки, совершенствованием технико-тактического мастерства и специальных подготовительных упражнений.

ОФП – общая физическая подготовка

СФП – специальная физическая подготовка

ШК – школа каратэ

СТТМ – совершенствование технико-тактического мастерства

СПУ – специиальные подготовительные упражнения

ТЕОРИЯ – необходимые теоретические знания

СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА – время на судейские семинары, практические занятия и судейство соревнований

Контрольные нормативы, соревнования – общее время, затраченное на мероприятие

Таблица 12

Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле

(кол-во соревнований, встреч, боев, схваток и т. д.)

соревнования в СОГ проводятся пять раз в год по ОФП

количество поединков в группе высшего спортивного мастерства определяется тренерским советом федерации

спортсмены ГЗ выступают в соревнованиях по желанию.

Таблица 13

Тематический учебный план подготовки на год СОГ

Примечания: октябрь, январь, апрель – увеличение количества часов за счет каникул;

спец. подготовительные упражнения предусматривают упражнения на укрепление суставов, связок, мышц и сухожилий.

июль-август – летний спортивно-оздоровительный сбор (21–42 дня).

контрольные нормативы предусматривают ежемесячный мониторинг общего физического развития

Таблица 14

Тематический учебный план подготовки на год ГНП 1 года обучения

Примечание: спец. подготовительные упражнения предусматривают упражнения на укрепление суставов, связок, мышц и сухожилий.

июль-август – летний спортивно-оздоровительный сбор (21–42 дня).

контрольные нормативы предусматривают ежемесячный мониторинг общего физического развития

Таблица 15

Тематический учебный план подготовки на год ГНП 2 года обучения

Примечание: спец. подготовительные упражнения предусматривают упражнения на укрепление суставов, связок, мышц и сухожилий.

июль-август – летний спортивно-оздоровительный сбор (21–42 дня).

контрольные нормативы предусматривают ежемесячный мониторинг общего физического развития

Таблица 16

Тематический учебный план подготовки на год ГНП 3 года обучения

Примечания: спец. подготовительные упражнения предусматривают упражнения на укрепление суставов, связок, мышц и сухожилий.

июль-август – летний спортивно-оздоровительный сбор (21–42 дня).

контрольные нормативы предусматривают ежемесячный мониторинг общего физического развития

вводятся восстановительные мероприятия (сауна, бассейн, прогулки, активный отдых на природе)

Таблица 17

Тематический учебный план подготовки на год УТГ 1 года обучения

Таблица 18

Тематический учебный план подготовки на год УТГ 2 года обучения

Таблица 19

Тематический учебный план подготовки на год УТГ 3 года обучения

Таблица 20

Тематический учебный план подготовки на год УТГ 4 года обучения

Таблица 21

Тематический учебный план подготовки на год ГСС 1 года обучения

Таблица 22

Тематический учебный план подготовки на год ГСС 2 года обучения

Таблица 23

Тематический учебный план подготовки на год ГСС 3 года обучения

Таблица 24

Тематический учебный план подготовки на год ГВСМ

Примечание: один из основных разделов тематического плана ГВСМ является специальная физическая подготовка

В нормативной части программы хотелось обратить внимание на примерное распределение учебных часов в планах-графиках. На первом этапе занятий детям необходимо видеть результаты своего развития. На этапе СОГ дети участвуют в ежемесячном мониторинге по общей физической подготовке.

После этапа СОГ занимающие сдают контрольные нормативы по общей физической подготовке и на основании показанных результатов зачисляются в группы начальной подготовки.

Таблица 25

Показатели физического развития

Таблица 26

Примерный годовой план-график распределения учебных часов СОГ

примечание: при необходимости возможные дополнительные тренировочные занятия, время которых не указано в годовом плане-графике распределения часов. Поощряются самостоятельные занятия, которые должны быть контролируемые.

ежемесячно проводится мониторинг развития физических качеств у всех занимающихся.

Контрольные нормативы:

– бег 30 метров на время

– подтягивание (кол-во раз)

– прыжок в длину с места

– сдача технического экзамена на 10 кю

Таблица 27

Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГНП 1 года обучения

примечание:

• при необходимости возможные дополнительные тренировочные занятия, время которых не указано в годовом плане-графике распределения часов.

• Спортсмены ежемесячно участвуют в мониторинге по ОФП

Упражнения для проведения тестов характеризующих развитие физических качеств:

1. бег 30 метров

2. челночный бег 3 × 10 метров

3. подтягивание на перекладине

4. отжимание от пола

5. подъём туловища к ногам лёжа на полу

6. прыжок в длину с места

7. выполнение технических действий (перемещения, уклоны, уходы, удары)

8. сдача технического экзамена на 9 и 8 кю

Таблица 28

Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГНП 2 года обучения

Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 4 раза

2. отжимания на брусьях – 5 раз

3. челночный бег 3 × 10 метров – 15 секунд

4. бег 30 метров – 5.6 сек

5. прыжок в длину с места – 1 м 20 см

6. подъём туловища лёжа на спине за 30 сек – 15 раз

7. бег 600 метров – 3 мин 30 сек

8. техника одиночных ударов руками и ногами на месте по воздуху

9. сдача технического экзамена на 7 и 6 кю

Таблица 29

Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГНП 3 года обучения

Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 6 раз

2. отжимания на брусьях – 7 раз

3. челночный бег 3 × 10 метров – 13 секунд

4. бег 30 метров – 5.2 сек

5. прыжок в длину с места – 1 м 40 см

6. подъём туловища лёжа на спине за 30 сек – 18 раз

7. бег 1000 метров – 4 мин 20 сек

8. толчок ядра 1 кг левой рукой – 3 м, правой рукой – 4 м.

9. техника выполнения комбинаций руками и ногами в разные уровни на месте

10. сдача технического экзамена на 5 и 4 кю

Таблица 30

Примерный годовой план-график распределения учебных часов УТГ 1 года обучения

Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. Подтягивания на перекладине – 8 раз

2. Отжимания на брусьях – 10 раз

3. Челночный бег 4 × 10 метров – 21 секунда

4. Бег 30 метров – 5 сек

5. Прыжок в длину с места – 1 м 60 см

6. Подъём туловища лёжа на спине за 30 сек – 22 раз

7. Бег 1000 метров – 4 мин 00 сек

8. Толчок ядра 1 кг левой рукой – 4 м, правой рукой – 5 м.

9. Метание теннисного мяча 150 грамм – 20 метров

10. Техника выполнения одиночных ударов на месте, в движении.

11. Бой с «тенью» по заданию.

12. Сдача технического экзамена на 4 и 3 кю

Таблица 31

Примерный годовой план-график распределения учебных часов УТГ 2 года обучения

Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 14 раз

2. отжимания на брусьях – 16 раз

3. челночный бег 4 × 10 метров –19 секунд

4. бег 60 метров – 9 сек

5. прыжок в длину с места – 1 м 80 см

6. подъём туловища лёжа на спине за 30 сек – 25 раз

7. бег 1000 метров – 3 мин 40 сек

8. толчок ядра 1 кг левой рукой – 5 м, правой рукой – 6 м.

9. метание теннисного мяча 150 грамм – 30 метров

10. техника выполнения серийных ударов на месте и в движении.

11. сдача технического экзамена на 3 и 2 кю

Таблица 32

Примерный годовой план-график распределения учебных часов УТГ 3 года обучения


Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 18 раз

2. отжимания на брусьях – 20 раз

3. челночный бег 4 × 20 метров –19 секунд

4. бег 100 метров – 13.5 сек

5. прыжок в длину с места – 2 м 10 см

6. подъём туловища лёжа на спине за 30 сек – 30 раз

7. бег 1000 метров – 3 мин 20 сек

8. толчок ядра 1 кг левой рукой – 6 м, правой рукой – 7 м.

9. метание теннисного мяча 150 грамм – 40 метров

10. техника выполнения серийных ударов на месте и в движении по заданию тренера,

выполнение тактических комбинаций.

11. сдача технического экзамена на 2 кю

Таблица 33

Примерный годовой план-график распределения учебных часов УТГ 4 года обучения


Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 20 раз

2. отжимания на брусьях – 25 раз

3. челночный бег 10 × 10 метров –19 секунд

4. бег 100 метров – 13.2 сек

5. прыжок в длину с места – 2 м 20 см

6. подъём туловища лёжа на спине за 30 сек – 32раз

7. бег 1000 метров – 3 мин 10 сек

8. толчок ядра 1 кг левой рукой – 8 м, правой рукой – 10 м.

9. метание теннисного мяча 150 грамм – 45 метров

10. тактика ведения боя на разных дистанциях

11. участие в соревнованиях. Выполнение спортивного разряда

12. сдача технического экзамена на 1 кю

Таблица 34

Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГСС 1 года обучения


Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 25 раз

2. отжимания на брусьях – 30 раз

3. бег 100 метров – 12.8 сек

4. прыжок в длину с места – 2 м 40 см

5. бег 1000 метров – 3 мин 00 сек

6. выполнение 1 разряда

7. проведение поединков с разными соперниками (вес, рост, длина конечностей)

8. выполнение ударных комбинаций на тяжёлом боксёрском мешке

9. стабильное выступление в соревнованиях

10. сдача технического экзамена на 1 дан (чёрный пояс)

Таблица 35

Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГСС 2 года обучения


Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 30 раз

2. отжимания на брусьях – 40 раз

3. бег 100 метров – 12.4 сек

4. прыжок в длину с места – 2 м 50 см

5. бег 1000 метров – 2 мин 50 сек

6. выполнение КМС

7. проведение поединков с разными соперниками (вес, рост, длина конечностей)

8. выполнение ударных комбинаций на тяжёлом боксёрском мешке

9. стабильное выступление на соревнованиях

Таблица 36

Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГСС 3 года обучения


Контрольные нормативы для зачисления в группу:

1. подтягивания на перекладине – 30 раз

2. отжимания на брусьях – 40 раз

3. бег 100 метров – 12.4 сек

4. прыжок в длину с места – 2 м 50 см

5. бег 1000 метров – 2 мин 50 сек

6. выполнение МС

7. выполнение ударных комбинаций на тяжёлом боксёрском мешке в высоком темпе в режиме максимальной мощности (по схеме 20 секунд взрыв 5 секунд свободно = 3 минуты)

8. стабильное выступление на соревнованиях

Таблица 37

Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГВСМ


Контрольные нормативы для зачисления в группу ВСМ:

1. подтягивания на перекладине – 35 раз

2. отжимания на брусьях – 45 раз

3. бег 100 метров – 12.4 сек

4. прыжок в длину с места – 2 м 50 см

5. бег 1000 метров – 2 мин 50 сек

6. звание МС или выполнение МСМК

7. стабильное выступление на соревнованиях. Вхождение в сборную команду области.

Методическая часть учебной программы

Основы теории и методики физического воспитания в кёкусин кан каратэ

Рис. 12. Основные понятия теории физического воспитания


Рис. 13. Физическое воспитание как педагогический процесс


Рис. 14. Система физического воспитания


Рис. 15. Цель и задачи физического воспитания


Рис. 16. Профилирующие направления системы физического воспитания

Организация учебно-тренировочного процесса, структура занятий в каратэ

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.

Работа спортивных школ планируется в следующих формах: общий годичный план, учебный план отделения, тематический рабочий план учебной группы, план каждого занятия.

Основными формами учебно-тренировочных занятий в спортивных школах являются: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в оздоровительно-спортивном лагере и участие в учебно-тренировочных сборах.

Исходя из цели, занятия каратистов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности. Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и отставание отдельных каратистов и их главные недостатки в уровне моральной, волевой, физической и технико-тактической подготовленности. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть классификационные турниры для начинающих каратистов спортсменов младших разрядов или турниры-прикидки с участием квалифицированных каратистов с целью окончательной коррекции состава команды. Такие турниры проводятся в присутствии зрителей, с награждением и другими атрибутами официальных соревнований. Они особенно полезны и крайне необходимы при недостаточном количестве официальных соревнований или с целью моделирования предстоящих стартов. С их помощью удается формировать у занимающихся соревновательный опыт.

Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, а также от этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям.

При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов при выполнении упражнений.

При индивидуальной форме занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке.

При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся.

Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую методическую литературу.

В учебно-тренировочном процессе различают занятия по общей физической подготовке и специальные занятия, основная задача которых, преимущественно, специальная физическая, техническая, тактическая подготовка каратистов.

Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии.

Задачей подготовительной части является предварительная организация занимающихся: построение в шеренгу, рапорт, сообщение задач урока и др. Центральное место в подготовительной части занимает функциональная подготовка тренирующихся к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением дозируемых и непродолжительных физических упражнений. Подбор средств для подготовительной части занятия определяется задачами и содержанием основной части. Подготовительная часть занимает, как правило, 30–40 мин.

Время на каждую часть урока в зависимости от его типа распределяется соответственно (табл. 32).

Таблица 38

Распределение времени по частям урока в зависимости от его типа (мин)


В процессе тренировки квалифицированных юных спортсменов вместо подготовительной части занятия проводится разминка – комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых спортсменом с целью подготовки организма к предстоящей деятельности.

Разминка повышает функциональные возможности организма спортсмена, создает условия для проявления максимальной работоспособности. Она состоит из двух частей – «разогревания» организма и настройки на предстоящую спортивную деятельность. Задача первой части разминки – повысить общую работоспособность спортсмена усилением деятельности главным образом вегетативных функций организма. Задача второй части разминки – подготовить спортсмена к выполнению первого тренировочного упражнения основной части занятия, «настроить» его на выполнение тех упражнений, которые специфичны для данной спортивной специализации и занимают главное место в основной чисти занятия. Общая продолжительность разминки – не менее 25–30 мин.

Содержание разминки перед соревнованием то же, что и перед тренировочным занятием, однако проведение разминки перед соревнованием имеет определенные особенности. Она начинается за 60–80 мин до старта и обычно состоит из трех частей: «разогревание», настройка на предстоящую работу; перерыв для отдыха и подготовки к выходу на место соревнования; окончательная настройка на месте соревнования.

Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части, которая характеризуется наибольшей физиологической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. При планировании и проведении основной части занятия целесообразно руководствоваться следующими положениями. Задачи технической подготовки, как правило, решаются в первой трети основном части занятия, когда спортсмен находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых элементов осваиваемой спортивной техники. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части урока и постепенно снижается в последней трети. Комплексные занятия с параллельным решением нескольких задач оказывают на организм юных каратистов всестороннее и существенное воздействие.

Последовательность применения упражнений различной преимущественной направленности в основной части тренировочного занятия должна быть примерно следующей: сначала выполняются упражнения ни быстроту; затем упражнения, направленные на развитие силы; упражнения для улучшения координации движений, как правило, выполняются в начале основной части; упражнения на гибкость обычно чередуются с другими упражнениями (особенно с силовыми и скоростно-силовыми). Ее продолжительность – 80–90 мин.

Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение нагрузки, создает определенные предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. Ее примерное содержание: выполнение несложных упражнений с постепенно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения, упражнения на расслабление. Продолжительность заключительной части урока – 8-10 мин.

Преимущественная направленность тренировочного занятия, его задачи, средства и методы, величина и характер тренировочных нагрузок определяются недельным планом тренировки. Продолжительность тренировочного занятия в спортивной школе зависит от года обучения, возраста, квалификации самбистов и задач тренировки. Время проведения занятий в течение дня планируется в зависимости от условий тренировки, режима учебы и отдыха. Тренер должен следить за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается понижением работоспособности спортсменов, ухудшением процессов восстановления после тренировочных нагрузок, что отрицательно сказывается на эффективности тренировочного процесса.

Источник: http://iknigi.net/avtor-evgeniy-golovihin/56283-uc...


Популярная запись

что включает в себя профилактика сахарного диабета
Не проходит изжога при повышенной кислотности..
Читать дальше
Рисунок на тему святые заступники