Главная Лавомакс диарея

Наш выбор

Сколиоз научный проект начальные классы


наложения артериального жгута и закрутки

 

Дата проведения: 15 Августа 2012 14:00 - 15:00

 

Участники конференции: Сергей Маскевич
Министр образования Беларуси 

 

Спектр вопросов очень широк: перспективы развития общего среднего образования, проведение в 2013 году устного обязательного экзамена по иностранному языку за одиннадцатый класс школы, проблемы адаптации пятиклассников в базовой школе, исключение из программы сочинений, перегруженности и сложности учебных программ. Кроме того, остаются актуальными темы воспитания в детских дошкольных учреждениях, начала обучения в школах с шести лет, оплаты труда педагогических работников и другие.

В Беларуси к новому учебному году откроется 18 детских садов, 7 школ. Кроме того, к 1 сентября планируется сдать три новых общежития: два в студенческой деревне в Минске и одно при Брестском госуниверситете имени А.С.Пушкина. Студентов уже в этом учебном году примет новый корпус факультета международных отношений Белгосуниверситета.

 

 

Вопросы конференции

 

Людмила Зарубина, Минск:
Чем закончился эксперимент с планшетами и нетбуками? Будет ли внедрена эта форма обучения во всех учебных заведениях страны?

 

Сергей Маскевич: В 2011/2012 учебном году на базе пяти учреждений общего среднего образования реализован экспериментальный проект "Апробация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждениях образования". Общее руководство экспериментальной деятельностью осуществляло научно-методическое учреждение "Национальный институт образования". В настоящее время результаты экспериментальной апробации индивидуальных электронных устройств обобщены и систематизированы. Итоги эксперимента свидетельствуют о поддержке участниками образовательного процесса данной модели обучения в практике работы учреждений общего среднего образования.

В целях определения эффективности освоения учащимися предметного содержания и выработки методических рекомендаций по внедрению данной модели в образовательный процесс в текущем учебном году экспериментальный проект будет продолжен и расширен. При наличии соответствующей материальной базы, квалификации педагогических работников, изучения отношения участников образовательного процесса к использованию индивидуальных электронных устройств в образовательном процессе учреждения общего среднего образования могут подключаться к данному эксперименту. 

 
 

 

Борис Мелешко, Минск: 
Что такое подушевое финансирование школ? И в чем состоит этот эксперимент?

 

Сергей Маскевич:
С 1 января 2013 года в Беларуси планируется провести экспериментальный проект, связанный с разработкой и апробацией новой системы финансирования учреждений общего среднего образования. В рамках эксперимента будут разработаны новые подходы к финансированию учреждений общего среднего образования (на основании норматива бюджетной обеспеченности на обучение и воспитание одного учащегося); создание единого фонда стимулирования труда педагогов в размере 30% планового фонда заработной платы; возможность установления размера надбавки конкретному работнику в размере 100% от оклада; распределение фонда стимулирования труда на основании критериев и показателей. Кроме того, руководителям учреждений будет дано право использовать на стимулирование труда педагогических работников экономию по всем статьям расходов, образовавшуюся по итогам финансового года, а также экономию по фонду заработной платы в случае оптимизации численности работников. Эксперимент приведет к расширению самостоятельности учреждений образования в расходовании сэкономленных бюджетных средств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников.

В ходе эксперимента, участие в котором будут принимать 17 учреждений образования (по 4 - в Гомельской и Гродненской областях, 9 в Минске), предполагается изучить, насколько эффективно переход на новую систему финансирования способствует: повышению качества обучения и воспитания учащихся, стимулированию профессионального развития педагогических работников; повышению удовлетворенности участников образовательного процесса его результатами (повышение зарплаты педагогов, отсутствие жалоб родителей, педагогических работников); оптимизации управления деятельностью учреждения общего среднего образования (в рамках предоставления самостоятельности в расходовании бюджетных средств).

Руководитель учреждения образования в рамках предоставленной свободы по распоряжению бюджетными средствами будет отвечать за качество оказанных услуг и нести ответственность за эффективность расходования бюджетных средств.

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание в расчете на одного обучающегося представляет собой минимальный объем бюджетных средств, необходимых для обеспечения обучения и воспитания учащихся учреждений общего среднего образования (средних школ и гимназий), расположенных в городской местности. В состав норматива включаются расходы на заработную плату рабочих и служащих; начисления на заработную плату (обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование); приобретение предметов снабжения и расходных материалов (за исключением продуктов питания); командировки и служебные разъезды; оплату услуг связи; текущий ремонт оборудования и инвентаря; прочие текущие расходы, трансферты населению.

В норматив не включаются расходы, связанные с приобретением оборудования и других основных средств; текущим и капитальным ремонтом зданий и сооружений; оплатой коммунальных услуг; транспортных услуг; питанием учащихся. Внедрение нормативного финансирования предполагается проводить поэтапно с учетом особенностей учреждений образования и без снижения фактически сложившегося уровня их финансирования. 

 

 

Надежда Бурлыко, Минск:
В этом учебном году выпускники впервые будут сдавать устный обязательный экзамен по иностранному языку. Известен ли уже формат его проведения? Знают ли о нем дети и педагоги?

 

Сергей Маскевич:
Еще в 2009 году главой государства перед системой образования страны была поставлена цель - активизировать всю работу от школы до вуза, направленную на достижение выпускниками школ уровня свободного владения разговорным иностранным языком. В ноябре того же года мы впервые рассказали общественности о планах по проведению в 2012/2013 учебном году выпускного экзамена по иностранному языку.

Конечно же, подготовка к проведению такого испытания началась заранее. Так, с 1 сентября 2010 года количество часов, отведенное на изучение иностранного языка, было увеличено на один час. А с 2010/2011 учебного года все классы были разделены на 3 группы - не менее 6 и не более 10 учащихся. Причем, деление проводилось вне зависимости от наполняемости класса.

Подготовлены образцы экзаменационных билетов и методические рекомендации по организации выпускного экзамена, которые публиковались в научно-методическом предметном журнале “Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь”. Минским государственным лингвистическим университетом подготовлены к изданию сборники материалов для подготовки к выпускному экзамену, которые включают звуковое приложение.

Откорректировано содержание системы повышения квалификации учителей иностранного языка: введен практический языковой модуль, организуются мастер-классы, выступления авторов национальных учебно-методических комплексов, выездные курсы и семинары. Полагаю, что выпускной экзамен по иностранному языку, наряду с другими принимаемыми мерами, будет содействовать достижению выпускниками школ уровня свободного владения разговорным иностранным языком.

 

Ю.Гриненко, Гомель:
Как вы относитесь к безоценочному обучению в начальной школе? Практика показывает, что дети все равно хотят оценку, и учителя неофициально ставят младшим школьникам отметки, поскольку они стимулируют ребенка?

 

Сергей Маскевич:
Время покажет. Еще на следующий учебный год продлим этот эксперимент. Итоги проанализируем внимательно и примем окончательное решение. С моей точки зрения, правильно, когда оценивают все-таки качественно ответы ребенка, его знания. Он все равно привыкает к этому, ему хочется, чтобы ему поставили оценку.

Собственно говоря, мы не первые ввели безоценочное обучение. Этот подход заимствован из мировой практики. Есть на сей счет четкие обоснования ученых, что это грамотно, правильно.

 

 

 

Роман Нехаенко, Минск:
Могут ли меня (перешел в 8 класс) выгнать из школы за то, что пришел на занятия в джинсах, рубашке и пиджаке? Ведь строгий стиль будет соблюден (джинсы черные), или все равно нужно влазить в колкие и противные брюки?

 

Сергей Маскевич:
Многие решения регулируются внутренними нормативными документами учреждения образования, которые согласовываются с попечительским советом, с родительским комитетом и другими органами самоуправления школы. Поэтому, если в учреждении образования такое решение принято, все должны понимать, что это закон жизни этого учреждения. Дело каждого - наилучшим образом следовать этому. Можно вносить предложения, чтобы скорректировать. Но формирование такого корпоративного духа, корпоративной культуры - это очень важный элемент учебно-воспитательного процесса.

Выгнать из школы, конечно, не могут. Но, тем не менее, в джинсах, которые человек хочет носить, в этой ситуации он будет чувствовать себя белой вороной.

 

 

Марина Старовойтова, Любань:
В прошлом году была проблема с учебниками - объясню, в чем дело: для подготовки к поступлению (мы были в 10-м классе) хотели купить учебники по некоторым предметам в магазине. Однако просто купить их было практически невозможно - экземпляров не было в наличии. Почему у нас нет такой возможности, почему издательства печатают так мало экземпляров для продажи?

 

Сергей Маскевич:
В данном случае издательства сами определяют, сколько им печатать учебников сверх обязательного заказа, потому что в этом случае они рискуют. Если учебники будут не востребованы, издательства понесут убытки. Безусловно, мы должны более четко прогнозировать ситуацию, чтобы удовлетворить потребность в учебниках. В связи с этим мы сформулируем задачу, проведем опрос и изучим проблемы, заранее соберем заказы. Сегодня это несложно сделать с помощью электронной почты, можно даже организовать электронную торговлю учебниками. Если описанный Мариной случай не единичный, то хочется сказать ей спасибо за поднятую тему. Обязательно скорректируем работу в этом направлении.

 

 

Милена Шегелевич, Смолевичи:
В последнее время белорусские СМИ активно рекламируют такую услугу, как репетиторство, многие газеты репетиторов даже делают блогерами, комментаторами и т.д. Сергей Александрович, как вы считаете, можно ли доверять мнению репетиторов, когда они говорят, что система образования в Беларуси никудышная, или они это говорят для собственной рекламы, мол, "без нашей помощи никто не поступит"?

 

Сергей Маскевич:
К репетиторам у меня отношение очень прагматичное. Раз такая услуга востребована, она обязательно будет. Она востребована, но это не говорит о том, что в школе недодают знания, а потому что количества мест, за которые борются поступающие, меньше, чем количества желающих, и естественно каждому хочется подготовиться. Это как подготовка к Олимпийским играм, хочется обойти другого. Именно этим вызвано желание и стремление иметь репетиторов. Понятна в этой ситуации активность репетиторов, ведь это внимание к их востребованности и значимости. К сожалению, не обходится и без каких-то высказываний, которые унижают работу своих же коллег, учителей, что они никуда не годны и система не та. Встречаются и такие ситуации, к сожалению. Но могу сказать, что на самом деле мы вправе давать объективную оценку, и это будет высокая оценка нашей системе образования, наши ребята конкурентоспособны и результаты на международных олимпиадах достойные. В этом году они будут выше, чем в предыдущие годы. В ближайшее время подведут итоги, закончатся олимпиады по всем предметам. У нас медали по физике, высокие показатели в информатике, математике, впервые в химии. Так что жалоб на систему - никаких, есть серьезные ресурсы для того, чтобы получить качественное образование.

Очень показательный пример: те, кто получил на тестировании максимальный балл, услугами репетиторов не пользовались. Более того, исследования, которые провела одна из газет, показывает, что с помощью репетиторов настроиться на максимальный балл очень непросто, так как чтобы получить действительно максимальный балл, надо быть очень компетентным, грамотным, сосредоточенным и уверенным. Только в том случае, если есть такой запас прочности, знания и интеллект, можно рассчитывать на максимальный результат. Максимальные баллы показали ребята из гимназий и лицея БГУ.

 

 

Валентина Миронович, Минск:
Мой сын учится в шестом классе. Сегодня ходили по магазинам и увидели странные книги - "Решаем задачи по физике для 6 класса", то же самое по всем остальным предметам. Это что же такое? Покупаешь такую книгу и в школу можно не ходить? Зачем это выпускать? Чтобы наши дети совсем перестали самостоятельно мыслить? Кто ж не захочет купить такую литературу?

 

Сергей Маскевич:
От того, что мы скажем: "Не стоит выпускать эти книги", ничего не поменяется. Это востребованная услуга. Сегодня в Интернете можно найти решение любой задачи. Нужно по-другому формулировать задачу для ученика и настраивать его родителям и учителям. Ученик не должен искать готовый ответ, нужно обязательно разобраться в решении. Если человек не будет задавать вопрос: "Почему так решается?", то он никогда не станет специалистом.

Есть конкретные примеры с централизованного тестирования. Там примитивные вопросы, но сформулировано так, что надо чуть-чуть соображать. По некоторым таким вопросам до 50% выбирают неправильные ответы. Это потому, что они все время ищут шаблон, а нужно пытаться осмыслить. Родители должны давать установку, что нужно не просто воспроизвести, а именно научиться думать.

 

 

Гордеев Вячеслав Васильевич, Минск:
Уважаемый Сергей Александрович! У моего ребенка сколиоз 2-й степени. Набор ежедневных учебников в 10-м классе весьма велик и тяжел. Я имею возможность приобрести для своего ребенка электронную книгу (Pocketbook 912 PRO - это ридер, созданный специально для учащихся и студентов). Но есть одна проблема - нет учебников в электронном виде. Расскажите: где, как и когда можно приобрести данные книги?

 

Сергей Маскевич:
Если речь идет о том, чтобы человек полностью отказался от книг и пользовался только планшетом, то на данный момент изучается, в какой степени можно это обеспечить. Причем с точки зрения такого подхода к образовательной деятельности, который бы не оказывал вредное воздействие на здоровье. Возможность пользоваться ридерами существует, электронные версии учебников есть. Можно обратиться в Национальный институт образования, где проконсультируют по этому вопросу. Существует также вопрос сохранения авторского права, но при покупке будет даваться вариант электронного учебника, который не копируется. Поэтому никакой проблемы я здесь не вижу.

 

 

Павел Портинович, Гродно:
Как вы считаете, правильно ли, что школы вынуждены брать в 10-11-й класс абсолютно всех? В том числе и тех детей, которые едва справляются со школьной программой, а в это время профтехучилища стоят недоукомплектованные?

 

Сергей Маскевич:
После 9-го класса 65% детей идут в 10-й класс, остальные 35% после базовой школы идут в ПТУ и ссузы. В этом году тех, кто предпочел второй путь больше - примерно на 5%. Я считаю, эти ребята поступили правильно. Хотелось бы, чтобы в 10-11-х классах были те, кто нацелен на продолжение учебы в вузе, уровень компетентности, мотивация должны быть соответствующими. В связи с этим будем уровень требований в 10-11-х классах повышать. Родители и дети должны знать, что там будут серьезно спрашивать, чтобы все-таки решение принимали в 9-м классе.

Соотношение 65% и 35% между теми, кто пошел в 10-й и поступившими в ПТУ, ссузы, - близкое к оптимальному. Никаких ограничений для поступления в 10-й класс вводить не планируется. Будем просто вести разъяснительную работу. Для молодежи рационально идти после базовой школы за получением профессии. Одновременно получаешь и общее среднее образование. Плюс стипендия. Это во всех отношениях выгодное решение, если достаточного потенциала для дальнейшей учебы в вузе нет, или просто есть сомнения. 

 

Андрей, Мядель:
Введут ли в белорусских школах третий урок физкультуры?

 

Сергей Маскевич:
Мы уже рассматривали этот вопрос на коллегии, я думаю, это надо делать. Третий урок физкультуры должен быть игровым - для разгрузки, оздоровления.

 

 

Марина Кириченко, Минск:
В нынешнем году частный институт "Энвила" не набирал студентов. Планируется ли в следующем и далее закрывать частные вузы? Говорят, что детей становится все меньше. Значит ли это, что студентов хватит только на государственные вузы? А что же будут делать ПТУ и ссузы?

 

Сергей Маскевич:
Я думаю, надо будет корректировать контрольные цифры приема на бюджет. Демографическая ситуация такова, что количество выпускников школ уменьшается. Скажем, еще в 2010 году у нас было 87 тыс. выпускников, в 2011-м - 75 тыс., а в этом году школу закончили 64 тыс. человек. В течение этого времени, как и последние лет 15, прием на бюджет остается в районе 24 тыс., то есть остается одинаковым при таком значительном уменьшении количества выпускников. В следующем учебном году их будет 60 тыс., дальше - 54 тыс. В этой ситуации мы будем, безусловно, ориентироваться на потребности экономики, социальной сферы в кадрах с высшим образованием. Если не будет потребности, чтобы поддерживать такое большое количество бюджетных мест в вузах, то, думаю, можно будет уменьшить набор.

В этом случае количество тех, кто пожелает поступать на платной основе будет, по крайней мере, балансировать с нынешними показателями. Тогда вузы частной формы собственности смогут конкурировать с государственными за этих абитуриентов. Никаких специальных мер по отношению к частным вузам никто принимать не будет. Если они смогут продемонстрировать свои преимущества для молодых людей, значит, будут развиваться.

Но, безусловно, в силу того, что количество абитуриентов будет уменьшаться, проблема с комплектованием вузов в целом будет обостряться, и в частных вузах в особенности. Поэтому мы и ссузы, и вузы, и ПТУ мотивируем, чтобы они развивали другие виды деятельности. Ссузы и ПТУ, например, - на то, чтобы оказывали другие виды услуг, наряду с вузами занимались развитием экспорта образовательных услуг. Здесь у нас есть еще немало резервов, чтобы быть конкурентоспособными за рубежом. А вузам надо осваивать англоязычные программы, надо идти в те регионы, где есть потребность в образовательных услугах. 

 

Виктория Лебедева, Минск:
По каким правилам будет проходить вступительная кампания в следующем году? Планируется ли внести изменения в правила приема?

 

Сергей Маскевич:
К концу месяца планируется, что Государственная комиссия по контролю за ходом проведения вступительных кампаний подведет итоги и, соответственно, внесет свои предложения. Тогда можно будет говорить о каких-либо возможных изменениях в правила приема.

В прошлом году такие предложения были подготовлены и обсуждены. Конечно же, не все возможно так быстро изменить, как иногда хочется. Поэтому глава государства решил продлить на год действие существующих правил приема. Думаю, что после предложений госкомиссии и обсуждения на высшем уровне необходимые коррективы будут внесены. По крайней мере, на это нацелены и Министерство образования, и высшие учебные заведения, и Комиссия по контролю за ходом вступительных кампаний.

Какие это будут изменения? Сейчас сказать сложно. Прежде всего актуальны будут изменения, которые вносились по итогам кампании прошлого года. Дело в том, что внедрение электронной системы зачисления требует упрощения системы льготного приема. А значит, необходимо перенести предоставление льгот со вступительной кампании на срок обучения в вузе. Причем только для тех, кто в них нуждается. Дальше мы будем настраиваться на повышение спроса с абитуриентов. Надеюсь, что проходной бал, который разрешает участвовать в конкурсе, будет повышаться.

Будем создавать возможности для экспорта образовательных услуг. В этом году мы сделали определенные шаги для того, чтобы в белорусские заведения могли поступать граждане России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также иностранные граждане по собеседованию. Возможны и некоторые другие изменения, которые будут направлены на повышение спроса, уровня требований, упрощение системы зачисления, ориентируя ее на абитуриента.

 

Наталья, Минск:
Недавно у студентов в Беларуси появилась возможность одновременно с обучением в отечественном вузе получить еще и английский диплом, обучаясь по программе оксфордского Magna Carta College. Как вы оцениваете такое новшество?

 

Сергей Маскевич:
Это не первый для нашей страны подобный проект. Студенты белорусских вузов участвуют в различных программах студенческого обмена, в том числе Erasmus Mundus, Tempus, IAЕSTE (Международная ассоциация по обмену студентами для прохождения студентами производственной практики) и т.д. Например, по программе IAЕSTE порядка 50 наших граждан сейчас находятся на практике в западных странах (Англия, Германия, Бельгия, Испания) и столько же студентов из этих стран проходят практику в Беларуси, так как по условиям работы ассоциации обмен осуществляется на взаимной основе.

Но это практика, а мы бы хотели развивать обучение целиком - семестр, пройти экзамены, прочувствовать это. Такой опыт был бы очень полезен. Мы будем двигаться в соответствии с европейскими тенденциями, обеспечивая мобильность студентов, и подумываем, чтобы закрепить такую практику и для преподавателей. Скажем, обязательная стажировка в других университетах с преподаванием там курса.

И главное, чтобы все эти проекты были направлены на подготовку специалистов для Беларуси. Например, у БГЭУ и у Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины были такие программы с Сорбонной. Могилевский государственный университет сотрудничает с Россией.

Со следующего года мы уделим значительное внимание вопросу развития студенческой мобильности. Чтобы на протяжении одного семестра, а лучше двух студенты обучались в вузах за пределами Беларуси. На этот счет у нас есть договоренности с Казахстаном, университет которого реализует полностью англоязычные программы. Мы попробуем наладить более тесное сотрудничество с ними. Более подробно этот вопрос планируется обсудить на совместной коллегии с казахстанскими партнерами. Буквально на днях прошла встреча с министром образования Азербайджана. У них есть похожие программы, мы рассматриваем возможность сотрудничества с ними. Однако основной проект у нас, конечно же, с Россией. Мы уже договорились, что на совместной коллегии в октябре мы обсудим эти вопросы. Попробуем оживить студенческие обмены. 

 

Виталий Орнетин, Барановичи:
Помог ли в нынешнем году барьер в семь баллов на ЦТ - пришли ли в вузы самые умные? И соответственно, сам вопрос - а нужны ли в ПТУ и ссузах те, кто получил меньше семи? Ведь это просто недоучки. Кто ж потом будет на заводах работать? Я считаю, что в профтехсистеме также нужно вводить ограничения, а не брать всех подряд, тогда престиж рабочей профессии вырастет.

 

Сергей Маскевич:
Безусловно, барьер в семь баллов оказался неподъемным, для примерно 11% поступающих в вузы. Этот барьер позволил выбрать самых лучших, а случайных не пустить в вуз.

Что касается той части вопроса, где говорится, что эти люди никчемные, то я хочу сказать, что это очень некорректно, потому что одно дело - быть успешным в физике, математике или истории, а другое дело - быть добросовестным, порядочным человеком, и, может быть, у них, а у многих так и есть, золотые руки. Они успешно осваивают кто-то швейное дело, кто-то становится уникальным парикмахером с хорошим художественным вкусом, а другие - автослесарями, токарями и так далее. Здесь не знание конкретных предметов важно, а насколько человек трудолюбивый, добросовестный и целеустремленный. И среди отличников, к сожалению, могут быть те, кто по человеческим качествам не является примером, в то же время есть очень порядочные люди среди тех, кто не так успешен в учебе.

Мы проанализируем, и, скорее всего, планка будет меняться.

 

Ольга Олеговна Иванова, Минск:
Добрый день! Очень рада, что могу задать вопрос напрямую профессионалу, надеюсь получить исчерпывающий ответ. Я поступила в 2008 году в МГМК имени М.И.Глинки на бюджет, в 2012 году закончила его с дипломом отличия, поступила в 2012 году в вуз России на очную форму, бюджет. Сейчас МГМК имени М.И.Глинки требует выплату в размере Br65 млн. Это правомерно?

 

Сергей Маскевич:
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (статья 83), если получение образования на уровне среднего специального образования осуществляется в дневной форме за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выпускники обязаны по завершении обучения отработать по распределению два года или возместить средства, затраченные государством на их подготовку в соответствующий бюджет, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование.

Обучение в вузах России осуществляется не за счет средств республиканского бюджета, следовательно, решение МГМК имени М.И.Глинки правомерно. 

 

Н.Николаева, Минск:
Какая судьба ждет в новом учебном году факультативы эстетической направленности? Сохранится ли их доступность для родителей? Кто и как рассчитывает стоимость посещения таких факультативов учениками?

 

Сергей Маскевич:
- В школе при желании учащихся и наличии заявлений родителей могут быть организованы факультативные занятия музыкальной, хореографической, художественной, театральной направленности. Состав групп для проведения факультативных занятий формируется из 5 (в сельской местности из 3) учащихся. Типовыми учебными планами определено, что при организации факультативных занятий музыкальной направленности индивидуально по выбору учащихся (их законных представителей) осуществляется обучение игре на музыкальном инструменте в I-IX классах в объеме 2 учебных часов в неделю. Факультативные занятия проводятся бесплатно. 

 

Ольга Салковская, Минск:
В связи с тем, что в Беларуси не хватает рабочих, предлагаю сделать все высшее образование платным. Может быть, тогда студенты станут более серьезно относиться к выбору будущей специальности, а не поступать "куда попаду"?

 

Сергей Маскевич:
Нельзя смешивать государственную политику в сфере высшего образования с безответственным отношением отдельных молодых людей к выбору будущей специальности. Выбирая будущую профессию, молодые люди должны помнить, что они начинают проживать свою жизнь, а не чужую. Выпускникам общеобразовательных учреждений необходимо учитывать свои интеллектуальные возможности, состояние здоровья, изучать потребности рынка труда. Сделать все высшее образование платным не позволит нам право каждого гражданина на образование, закрепленное Конституцией Республики Беларусь. Равный доступ к получению высшего образования достигается возможностью обучаться за счет средств республиканского бюджета. В вузах нашей страны за счет республиканского бюджета в 2011 году обучались более 112 тыс. человек, выпуск составил 21 тыс. человек. Никто не скрывает, что учиться на уровне высшего образования сложно. В прошлом году из государственных учреждений высшего образования по причине неуспеваемости выбыли около 16 тыс. человек (15956).

Министерство образования ежегодно анализирует перспективную потребность в кадрах отраслей экономики и социальной сферы, на основании которой с учетом приоритетных направлений их развития и складывающейся демографической ситуации формируются контрольные цифры приема в государственные УВО на дневную форму получения образования за счет средств республиканского бюджета. Для более полного обеспечения кадровой потребности регионов по ряду специальностей осуществляться целевая подготовка специалистов.

В отраслях экономики и социальной сферы Беларуси занято около 1 млн. работников с высшим образованием, или 25% работающего населения. При этом число работников с высшим образованием в общем количестве работающих составляет в области управления и информационно-вычислительного обслуживания свыше 70%, науки и научного обслуживания - около 65%, образования - свыше 50%, промышленности и строительства - по 18,5%.

Важнейшими направлениями развития высшего образования является первоочередное обеспечение кадрами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также открытие подготовки по новым перспективным и востребованным специальностям для отраслей, относящихся к V и VI технологическим укладам (микроэлектронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, биотехнологии, наноматериалы и нанотехнологии, космическая техника).

Доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием в выпуске государственных учреждений высшего образования (УВО) к 2015 году достигнет 30%, что соответствует показателям структуры профессионального образования европейских государств. 

 

Студент, Минск:
Поступил на первый курс. Общежитие мне не светит. Есть ли в министерстве или других структурах контора, отдел, который помогает студентам искать жилье?

 

Сергей Маскевич:
Не всем желающим хватает мест в общежитии, поэтому в вузах если студента не заселили в общежитие, то найти квартиру или комнату по приемлемой цене можно в базе данных, которую собирает управление (отдел) по воспитательной работе с молодежью или профком студентов. Так, в БГУ достаточно ввести номер студенческого билета на сайте университета - и пожалуйста, конкретные адреса квартир и комнат. Звони, смотри и заселяйся. Таким способом из кармана студента не улетает сумма на услуги агентств. Такие "копилки" адресов комнат и квартир для своих учащихся имеют БГПУ имени М. Танка, БГУИР, БГМУ, БАТУ и другие вузы. Жилые помещения в общежитии учреждений образования предоставляются вне очереди состоящим на учете желающих получить жилое помещение в общежитии обучающимся: имеющим право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования; заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, детям-инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения. Первоочередное право на получение жилого помещения в общежитии учреждений образования имеют: молодые семьи; инвалиды с детства. 

 

Петр Васильевич Канурин, Витебск:
Проводил ли кто-нибудь исследование, что дают ребенку так называемые факультативные занятия? А то создается впечатление, что некоторые, добросовестные учителя просто превратили их в дополнительные уроки по своим предметам, а другие - гоняют халяву и рассказывают о том, что дети не хотят ходить?! Кстати, такой же вопрос по шестому школьному дню: у нас, например, большая часть детей сидит спокойно дома, так зачем гонять в школы учителей? Пусть тоже дома посидят, хоть собственных детей повоспитывают.

 

Сергей Маскевич:
По результатам мониторинга, проведенного Национальным институтом образования, факультативные занятия способствуют: повышению качества образования по учебным предметам (отметили 86% учащихся IX, XI классов, 85% родителей учащихся, 92% педагогов); обеспечению качественной подготовки к поступлению в ссузы и вузы (67% девятиклассников, 62% одиннадцатиклассников, 57% родителей учащихся, 57% педагогов); овладению учащимися общеучебными умениями и навыками (66% учащихся IX, XI классов, 68% родителей учащихся, 90% педагогов); обеспечению профессионального самоопределения учащихся (55% девятиклассников, 49% одиннадцатиклассников, примерно 50% родителей учащихся, 45% педагогов); развитию творческих, интеллектуальных и других способностей учащихся (61% девятиклассников, 66% одиннадцатиклассников, 65% родителей учащихся, 85% педагогов). Следует отметить, что в республике созданы условия для организации как школьных, так и межшкольных факультативов. Эта форма работы воспринята всеми участниками образовательного процесса как прогрессивная.

Охват учащихся факультативными занятиями составляет около 70%, что свидетельствует о заинтересованности учащихся в повышении своего образовательного уровня. В целях удовлетворения образовательных запросов учащихся осуществляется перераспределение часов факультативных занятий между ступенями общего среднего образования и параллельными классами, организуются межшкольные факультативные занятия.

Для организации факультативных занятий по всем предметам учебного плана разработано и издано более 200 пособий, представляющих собой учебно-методические комплексы, которые включают учебную программу факультативных занятий, дидактические материалы (пособие) для учащихся, методические рекомендации (пособие) для учителей. Улучшению качества организации факультативных занятий способствует последовательная методическая работа с педагогами.

Все педагогические коллективы сегодня понимают необходимость и значимость организации шестого школьного дня. Приоритетными направлениями воспитательной работы в шестой школьный день являются: физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая, гражданско-патриотическая и туристско-краеведческая работа, развитие художественного творчества учащихся, воспитание культуры семейных отношений, обеспечение занятости подростков с девиантным поведением. Является позитивным и тот факт, что шестой школьный день используется в общеобразовательных учреждениях для организации работы с родителями учащихся.

Шестой школьный день не имеет обязательного характера привлечения всех учащихся в школу. Директивные методы управления в этом случае ведут к перегибам. В некоторых учреждениях образования детей обязывают приходить в школу на мероприятие даже при отсутствии заинтересованности у самого ученика и его родителей. Педагогическим коллективам необходимо шире использовать современные педагогические подходы и методики организации шестого школьного дня, опираясь на достижения науки и практики, творческие инициативы учащихся, родителей, педагогов, потенциал социокультурной среды. 

 

Виталий Орнетин, Барановичи:
Помог ли в нынешнем году барьер в семь баллов на ЦТ - пришли ли в вузы самые умные? И соответственно, сам вопрос - а нужны ли в ПТУ и ссузах те, кто получил меньше семи? Ведь это просто недоучки какие-то. Кто ж потом будет на заводах работать? Я считаю, что в профтехсистеме также нужно вводить ограничения, а не брать всех подряд - тогда престиж рабочей профессии вырастет.

 

Сергей Маскевич:
Установленный Министерством образования в 2012 году порог тестового балла позволил при поступлении в учреждения высшего образования произвести отсев абитуриентов с крайне низким уровнем подготовки, а также "случайных" абитуриентов, которые пытались угадывать ответы на задания централизованного тестирования. Как показывает практика, эта категория абитуриентов в предыдущие годы отчислялась из высших учебных заведений уже после первой сессии, так как уровень их общеобразовательной подготовки не позволял им продолжить получение образования на высшей ступени. В общей сложности в 2012 году нижний порог не преодолели 4603 абитуриента по государственным языкам (3,34% общего числа участников) и 13531 абитуриент (5,57%) по профильным учебным предметам. Введение нижнего порога тестового балла, начиная с которого отметка вступительного испытания считается положительной, безусловно, окажет положительное влияние на качественный состав будущих студентов-первокурсников и предоставит возможность высшим учебным заведениям произвести зачисление только абитуриентов, обладающих тем минимумом знаний, который позволит им продолжить обучение. Вместе с тем считаю, что многие из абитуриентов, не дотянувшие до нужного порога, вполне спокойно могут освоить программы профессионально-технического образования. 

 

Никита Струков, Полоцк:
Поступил в этом году в минский вуз на платное отделение, а после подписания договора выяснил, что в соседнем вузе мог бы поступить на точно такую же специальность, но только на бюджет. Так где справедливость? Почему в одном вузе недобор будет на бюджет, а я буду платить? Когда будет введена автоматизированная система зачисления, о которой так долго говорят?

 

Сергей Маскевич:
Никита, для вас и всех абитуриентов уже многие годы осуществляется информирование о ходе приема документов. Информация обновляется каждый день в период подачи документов не реже одного раза в 3 (три) часа работы приемной комиссии (9.00, 12.00, 15.00, 18.00) и доступна всем на интернет-ресурсе. Вам необходимо было следить за информацией, соотнося свои желания и возможности (по сумме набранных баллов), и тогда вы могли бы оказаться в соседнем вузе и обучаться за счет средств бюджета. Что касается введения автоматизированной системы зачисления, то Министерство образования над этим вопросам работает. В этом году БГУИР проводил апробацию системы в рамках своего вуза и предоставлял возможность абитуриентам сделать выбор пяти специальностей. Думаем, что в следующем году мы расширим перечень вузов с использованием автоматизированной системы зачисления. 

 

Кирилл Вулич, Брест:
Несколько лет назад, когда Беларусь начинала работать с Венесуэлой, Александр Радьков говорил, что Беларуси очень нужны специалисты-инженеры со знанием испанского языка. А сейчас готовят ли таких инженеров и куда их распределяют? Сергей Александрович, а если я знаю английский, то в следующем году на какую инженерную специальность вы мне можете посоветовать поступать, чтобы я мог поработать потом несколько лет за рубежом на белорусских стройках?

 

Сергей Маскевич:
Сегодня в строительной сфере в Республике Беларусь нужны и строители, и инженеры. Хорошие перспективы есть для сотрудничества в строительной отрасли и за рубежом. Например, в Эквадоре сейчас дефицит в 1 млн. квартир. Знание иностранного языка является немаловажным фактором для работы за рубежом на белорусских стройках. По специальностям профиля "архитектура и строительство" готовят специалистов в Белорусском национальном техническом университете, Брестском государственном техническом университете и др. А выбор необходимо сделать вам самому. 

 

Павел Найденов, Дзержинск:
Ранее много говорилось о том, что из вступительной кампании уберут льготы. Моему сыну в 2013 году нужно будет поступить в вуз. В связи с этим возникает резонный вопрос - произойдут ли изменения и если да, то какие?

 

Сергей Маскевич:
Государственной комиссией по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования, созданной главой государства, будут подведены итоги вступительной кампании 2012 года и выработаны предложения, направленные на совершенствование Правил приема. Мы думаем, что в ноябре-декабре будут приняты Правила приема в новой редакции, которые предусматривают отмену льгот для ряда абитуриентов, отмену сельского и городского конкурса и другие изменения. В случае принятия Правил приема в новой редакции, подробная информация с комментариями и пояснениями об изменениях и дополнениях сразу же появится в прессе. Поэтому смотрите телевизор, читайте прессу. Советую в обязательном порядке посетить "Дни открытых дверей" в вузе, куда собирается поступать ваш сын. Там вам также предоставят полную информацию о поступлении. 

 

Конон Валентин Андреевич, Минск:
В 2011 году ввели Кодекс об образовании, согласно ему выпускники государственных бюджетных ссузов, колледжей и ПТУ обязаны поступать только на дневное бюджетное отделение, а при поступлении на платное выплачивать деньги за обучение. За три года - около 20 миллионов рублей своему учебному заведению, при этом одновременно платя за обучение в вузе. Не считаете ли вы это введение абсурдным и совершенно необдуманным? Что касается льгот сельским гражданам, статистика же отчетливо дает понять, что это, по меньшей мере, не дает шанса людям, реально желающим учиться, когда разница в баллах ЦТ около 100, а берут человека из села, который при этом через полгода вылетает, планируется ли отмена сельских льгот? Каково ваше отношение к сиротским льготам? Ведь дети-сироты зачастую не имеют полноценных возможностей для учебы, тем более платного обучения, а говорили об отмене льгот сиротам. Не считаете ли вы такое решение жестоким?

 

Сергей Маскевич:
Порядок распределения и трудоустройства установлен статьей 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании для уровней основного образования: профессионально-технического, среднего специального, высшего I ступени, высшего II ступени. Поступление выпускника на каждый из более высоких уровней сопровождается одинаковыми нормативными требованиями к обязательному сроку отработки. Единый государственный подход позволяет одновременно учитывать потребности отраслей экономики и регулировать расход бюджетных средств, выделяемых на образование. Выпускник, получивший образование за счет средств бюджета, обязан отработать срок обязательной работы по распределению. Выпускники, не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить средства, затраченные государством на их подготовку. Правилами приема в средние специальные учебные заведения (далее - ссузы), утвержденными Указом Президента Беларуси об образовании от 07.02.2006 №80 (далее - Правила), утвержден порядок зачисления выпускников сельских учреждений образования. В настоящее время вопрос о выделении квоты при поступлении выпускникам сельских учреждений образования активно обсуждается. Правилами установлен перечень лиц, имеющих право на льготы при поступлении в ссузы. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на поступление в ссузы вне конкурса. Отмена указанной льготы при поступлении в ссузы не предусматривается. 

 

Гопта Иво, Гуменне, Словацкая Республика:
Уважаемый господин министр, я являюсь студентом 5-го курса филологического факультета Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина. В начале учебы мне сказали, что я, как иностранный студент, после окончания учебы (5 лет) получу диплом и звание магистра. Недавно я узнал, что титул магистра получу только тогда, когда еще буду один год обучаться. Поскольку я проходил и подготовительный курс в БрГУ, мне кажется, что семь лет, чтобы получить магистра - это очень долго. У нас в Словацкой Республике студенты получают титул магистра сразу после окончания учебы в университете (5 лет). Я люблю вашу страну, для меня Беларусь - вторая Родина, уважаю все то, что делает ваша страна для студентов и остальных жителей страны. Уважаемый господин министр, хочу вас попросить, я думаю, что и за остальных иностранных студентов, чтобы вы предложили вашему парламенту такой закон, чтобы студенты, как иностранные, так и белорусские, получали титул магистра сразу после окончания учебы в университете (5 лет), как в остальных странах Европы. С уважением, Иво Гопта.

 

Сергей Маскевич:
В соответствии со статьей 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) высшее образование подразделяется на две ступени. На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации. На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования (аспирантуре) и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации. Срок получения высшего образования I ступени в дневной форме получения образования составляет от четырех до пяти лет. Срок получения высшего образования II ступени составляет от одного года до двух лет (ст.206 Кодекса). С 2012/2013 учебного года будут сокращены сроки получения образования на 0,5-1,5 года в учреждениях высшего образования по 62% специальностей (237 из 400). При этом сроки обучения по медицинским и наиболее сложным техническим специальностям сокращаться не будут. 

 

Макович Владимир Владимирович, Минск:
Уважаемый г-н министр! В этом году уже 10 учреждений образования Беларуси будут обучать учащихся по специальности "водитель-международник". Министерство образования в содружестве с Ассоциацией "БАМАП" проделало поистине гигантскую работу по решению проблемы кадров для отечественных международных автомобильных перевозок - сферы, занимающейся экспортом транспортных услуг. Вопрос: какими должны быть следующие шаги Минобразования и Ассоциации "БАМАП" в совершенствовании учебного процесса, формировании материально-технической и методической базы, подготовки квалифицированных преподавателей и т.д. Спасибо!

 

Сергей Маскевич:
В подготовке водителей-международников в учреждениях профессионально-технического образования сделаны только первые шаги и работа по совершенствованию этого вида деятельности будет продолжена. Прежде всего Министерство образования совместно с Министерством транспорта и коммуникаций, Ассоциацией "БАМАП", ЧУП "Учебный центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов "БАМАП-ВЕДЫ" продолжит работу по повышению квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение водителей-международников. Уже в начале нового учебного года для них предусмотрена целевая стажировка с использованием базы сервисных станций МАЗ, "Ман", "Вольво". Планируется, что такое обучение, а также стажировка педагогических работников в организациях-заказчиках кадров будет проводиться регулярно.

Важным направлением является также создание современной материально-технической базы и условий для производственного обучения учащихся. На сегодняшний день учреждения образования в целом обеспечены необходимой учебной литературой. Однако узлы и механизмы современных автомобилей, оборудование для диагностики и обслуживания магистральных автомобилей имеются далеко не во всех учреждениях образования. Решать этот вопрос предусматривается не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет заинтересованных в подготовке водителей-международников организаций. В настоящее время совместно с БАМАП уже прорабатываются вопросы по приобретению современного автомобильного тренажера для учреждения образования "Минский государственный профессионально-технический колледж монтажных и подъемно-транспортных работ", оснащению других учреждений образования.

Кроме того, совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для практического обучения учащихся непосредственно в организациях-заказчиках кадров. Особое внимание будет уделяться обновлению содержания обучения по специализации "водитель автомобиля (международные перевозки)" и квалификации "слесарь по ремонту автомобилей": квалификационных требований, учебных программ. К этой работе планируется активнее привлекать базовые организации. Для реализации указанных и других направлений по совершенствованию образовательного процесса при подготовке водителей-международников в учреждениях профессионально-технического образования в ближайшее время с участием всех заинтересованных сторон будет разработан новый план совместных мероприятий. 

 

Кублицкая Екатерина Николаевна, Барановичи:
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, будет ли отработка после вуза (ВГАВМ) пять лет? Правда ли, что студенты, окончившие ссуз, и если поступать в вуз (НИСПО) на платное обучение, обязаны сначала выплатить деньги колледжу, в котором учились, либо идти отрабатывать по месту распределения. Если это так, может ли быть другой выход, например, отработать колледжу два года после окончания учебы в вузе, или еще какие-то варианты? Спасибо.

 

Сергей Маскевич:
Сроки обязательной работы установлены Кодексом Республики Беларусь об образовании (статьи 83, 84) и составляют один или два года в зависимости от уровня (ступени) образования. Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, - не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, - не менее двух лет. Выпускники, получившие среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджета, подлежат распределению (п. 2 ст. 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании). В случае неотработки установленного срока обязательной работы (2 года) выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны возместить средства, затраченные государством на их подготовку (п.1 ст.88 Кодекса). Освобождаются от срока обязательной работы по распределению (от возмещения средств в бюджет) выпускники учреждений среднего специального образования, которые в год получения среднего специального образования поступили в учреждение высшего образования Республики Беларусь (любого профиля образования) в дневной форме получения образования за счет средств бюджета и закончили учреждение высшего образования. Выпускники учреждений среднего специального образования, поступившие на обучение на платной основе в учреждения высшего образования, обязаны возместить средства, затраченные государством на их подготовку в учреждении среднего специального образования. В настоящее время проводится мониторинг Кодекса, в рамках которого будут приняты предложения и замечания государственных органов управления и, по возможности, учтены при внесении изменений. 

 

Смиловеко Ольга Олеговна, Минск:
Уважаемый Сергей Александрович! Являясь деканом факультета переподготовки и повышения квалификации, при оказании образовательных услуг иностранным гражданам столкнулась с проблемой отсутствия соответствующих бланков документов об образовании (повышении квалификации).

 

Сергей Маскевич:
Отдел повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования на ваш вопрос об отсутствии бланков документов об образовании (повышении квалификации) для иностранных граждан сообщает следующее. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №195 от 27 июля 2011 г. "О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении" (в приложении к нему 44) предусмотрен бланк повышения квалификации для иностранных граждан на английском языке. На других языках бланки документов не предусмотрены ввиду отсутствия практики повышения квалификации иностранных граждан. Бланки документов об образовании и документов об обучении можно приобрести в Республиканском унитарном предприятии "Белорусское торговое объединение "Глобус" по телефону в Минске: 8 (0172) 2756031. 

 

Юлия Инышева, Минск:
Сергей Александрович, как вы относитесь к тому, что Беларусь в этом году не приняли в Болонский процесс? Намерено ли Министерство образования предпринимать какие-то шаги для того, чтобы через три года Беларусь в Европейское пространство высшего образования все-таки приняли? Если да, то какие это будут шаги?

 

Сергей Маскевич:
Основные направления реформирования национальной высшей школы в Республике Беларусь в полной мере соответствуют общеевропейским принципам и критериям. Более того, высшая школа Беларуси уже давно принимает активное участие в формировании ЕПВО.

Действуют 74 международных договора о сотрудничестве в области образования и около 2 тыс. прямых договоров с зарубежными партнерами. В рамках программы "ТЕМПУС" совместно с европейскими университетами реализуются 14 проектов международной технической помощи, направленных на модернизацию белорусской системы высшего образования в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. Открыты и успешно функционируют Информационный пункт Совета Европы, Национальное бюро программы "ТЕМПУС", Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности Belarus ENIC, Национальная группа экспертов по вопросам реформирования высшего образования (Higher Education Reform Experts). Ежегодно на учебу за границу, а также для участия в культурно-массовых, спортивных и иных мероприятиях в рамках различных программ и проектов выезжают около 3 тыс. студентов и магистрантов.

В 46 учреждениях высшего образования внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, соответствующая международным стандартам серии ИСО 9001. Факт широкого представительства иностранных студентов в наших университетах является убедительным аргументом для мирового сообщества в пользу качества белорусского образования (более 12 тыс. из 83 стран).

Белорусские учреждения образования автономны в сфере образования и научных исследованиях. С 1 сентября 2012 года образовательный процесс на первой ступени высшего образования будет строиться с учетом расширения вузовского компонента содержания образования до 50%, а в магистратуре до 70%. При этом половину всех курсов студенты и магистранты будут выбирать самостоятельно.

Что касается выборности и назначения ректоров, то единой практики в этом деле, как известно, в мире не существует. Заявление о том, что в нашей высшей школе не соблюдаются академические свободы, отсутствует должное участие студентов в управлении высшим образованием, не соответствует действительности.

Законодательством страны закреплено право для педагогических работников на свободу выбора форм и методов обучения, участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности, в общественных и профессиональных объединениях и др. Студенты имеют право на выбор уровня и направления (профиля) профессионального образования, формы его получения и участия в образовательном процессе согласно своим способностям и потребностям, а также право на участие в управлении учреждением образования, которое достигается 25-процентным представительством студенчества в органах самоуправления университетов.

В Беларуси соблюдается принцип академической мобильности. Так, существует квотирование в рамках межгосударственных соглашений на получение высшего образования в вузах России, Китая, Германии. Там в прошлом году обучались 119 наших студентов (в 2010-м их было 109). В программе Erasmus Mundus участвовали более 200 студентов и 15 преподавателей. В 2011 году 326 преподавателей белорусских университетов прошли стажировку за рубежом, для участия в образовательном процессе наших вузов были приглашены 210 преподавателей и специалистов из учебных и образовательных центров зарубежных стран.

В систему обучения в белорусских вузах будет постепенно вводиться система академических кредитов, а автономия вузов и академическая мобильность расширятся. Есть проект инструкции об использовании зачетных образовательных единиц или образовательных кредитов в системе высшего образования. К концу 2012 года в Беларуси планируется ввести европейское приложение к диплому о высшем образовании. Решение, принятое Рабочей группой Болонского процесса на заседании в Копенгагене, имеет политическую подоплеку и не основывается на требованиях, предъявляемых к стране-кандидату. Беларусь будет развивать систему образования в соответствии с выбранной стратегией. Она действительно максимально сопрягается с тем, что декларируется странами Болонского процесса, программами развития европейского образования. 

 

Федорова Виктория, Минск:
Уважаемый Сергей Александрович! В этом году я закончила БГУ, факультет международных отношений. Сейчас работаю по распределению, а хотела бы продолжать обучение. У меня такой вопрос: почему бюджетники не могут поступать в дневную ПЛАТНУЮ магистратуру и,уже закончив ее отработать 2 года, как положено?

 

Сергей Маскевич:
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 83) место работы путем распределения предоставляется выпускникам, получившим послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование и подлежащим распределению. Выпускники, получившие высшее образование II ступени на условиях оплаты, распределению не подлежат. Отсрочка по распределению законодательством не предусмотре. 

 

Иванов Владимир, Витебск:
В связи с глобальной информатизацией образования планируется ли разработка и внедрение новых электронных средств обучения и будет ли обращено внимание министерства на усиление методической подготовки будущих учителей в педвузах к умелому использованию ИКТ? Имеется в виду введение новых нормативных документов и распоряжений, а также поддержка научных проектов в этой области.

 

Сергей Маскевич:
Реализация в 2007-2010 годах отраслевой программы "Электронный учебник" по разработке электронных образовательных ресурсов для системы образования Республики Беларусь способствовала внедрению научных подходов, методик, нормативных актов по разработке и использованию электронных средств обучения в учреждениях образования страны. В целях повышения качества образования и внедрения результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сферу образования Министерством образования принято постановление от 26 июля 2011 г. №167 "Об утверждении положений об учебно-методических комплексах по уровням основного образования", определяющее порядок планирования разработки структурных элементов учебно-методических комплексов (УМК), в том числе и в электронном виде. Министерством образования профинансировано создание ряда электронных УМК, среди которых и такие, как "Основы психологии и педагогики", "Основы педагогики". Электронные УМК доступны для скачивания на национальном образовательном портале www.edu.by, а также могут быть тиражированы Республиканским институтом высшей школы по заявкам вузов. Для комплексного обеспечения учебного процесса телекоммуникационными технологиями в учреждениях высшего образования созданы медиацентры и центры информационных технологий, работа которых направлена и на обеспечение развития у студентов умения использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения, в том числе и работать в электронных базах библиотек, Интернете. 

 

Егор, Минск:
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, это правда, что на факультете журналистики БГУ в 2013 году планируется открыть новые специальности? Если да, то какие?

 

Сергей Маскевич:
В следующем году не планируется открытие новых специальностей на факультете журналистики БГУ. 

 

Валерия Игоревна, Минск:
Всем хорошего дня и отличного настроения! Уважаемый Сергей Александрович, пожалуйста, объясните почему на сайтах вузов информация о количестве поданных заявлений в последний день подачи документов отображается только до 15.00? Планируется ли вести мониторинг до 18.00, чтобы исключить применение коррупционных схем, используемых во время этой вступительной кампании? Например, в МГЛУ абитуриентам с высокими результатами ЦТ настоятельно рекомендовали приехать в университет за час до окончания приема документов, а затем преднамеренно сообщали им ложные завышенные проходные баллы, вынуждая забрать документы, высвобождая таким образом бюджетные места для тех, у кого баллы ЦТ были гораздо ниже. Что вы планируете предпринять для того, чтобы наша система образования готовила не только специалистов, но и честных граждан? Спасибо. Удачи вам в ваших добрых делах и начинаниях.

 

Сергей Маскевич:
В период подачи документов в высших учебных заведениях организовано максимально полное информирование о ходе подачи документов (сайты вузов, республиканский сайт "Абитуриент", электронные табло, стенды с бумажными носителями информации). Информация о ходе подачи документов обновляется ежедневно через каждые 3 часа, а во многих вузах отображается в режиме реального времени.

Вместе с тем мы видим, что проблема "выбора" затрагивает только абитуриентов с пограничной суммой баллов (пограничной с проходным баллом). И практика такова, что в последний день подачи документов эти абитуриенты сами загоняют себя в угол, т.е. в ситуацию острейшего временного дефицита на переподачу документов, не предпринимают никаких активных действий до времени последнего информирования, т.е. чуть ли не до последних минут установленного времени подачи документов.

Мы считаем, что время "Ч" для активной переподачи документов данной категорией абитуриентов не должно наступать в 18.00 последнего дня. У них должно быть достаточно времени для реализации более широких возможностей выбора. Поэтому последнее время информирования в последний день подачи документов смещено на 15.00, чтобы создать данной категории абитуриентов достаточный временной запас (3 часа) для окончательного решения в выборе специальности и вуза и доставки своих документов в выбранный им вуз. 

 

Корган Елена Юрьевна, Минск:
Почему при распределении выпускников вузов не учитываются пожелания самих выпускников при составлении списка организаций, куда их распределят? И почему не предусмотрено никаких правил для распределения выпускников, которые на момент выпуска уже где-то работают, иногда и не первый год, им приходится увольняться с мест работы, где к этому времени у них накоплен хороший опыт и есть перспективы быстрого роста?

 

Сергей Маскевич:
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании подготовка специалистов за счет средств республиканского бюджета осуществляется в соответствии с заказом на их подготовку. Место работы для выпускников в ходе распределения определяется учреждением образования самостоятельно с учетом имеющихся заявок и заключенных договоров на подготовку специалистов (статья 83 кодекса).

Согласно Положению о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 №821, планы распределения выпускников составляются на основании поданных в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявок на подготовку специалистов, рабочих, служащих, заключенных с организациями - заказчиками кадров договоров о взаимодействии при подготовке специалистов, рабочих, служащих, письменных запросов иных организаций о распределении к ним выпускников.

Организация заявляет о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора о взаимодействии при подготовке специалистов (базовая организация) либо путем подачи заявки на подготовку специалистов. При этом организация приобретает статус организации - заказчика кадров и ее кадровые потребности удовлетворяются в рамках договорных отношений в заявленных объемах.

После удовлетворения потребностей в специалистах, рабочих (служащих) организаций - заказчиков кадров осуществляется распределение выпускников в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией в иные организации на основании их письменных запросов.

Письменные запросы организаций - заказчиков кадров и иных организаций о распределении к ним конкретных выпускников в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией удовлетворяются в случаях, если: эти выпускники включены в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи; запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную практики или преддипломную практику; отсутствуют места работы согласно поданным в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявкам на подготовку, заключенным с организациями - заказчиками кадров договорам о взаимодействии, письменным запросам иных организаций.

По всей видимости, в описываемых вами случаях фирмы и учреждения по каким-то причинам (может, были не слишком заинтересованы в этих выпускниках) вовремя не позаботились о получении статуса организации - заказчика кадров, не направили письменные запросы о распределении к ним конкретных выпускников, не обеспечили прохождение этими выпускниками у себя практики. 

 

Павел Урбанович, Минск:
Будут ли сдвинуты сроки вступительной кампании в связи с тем, что 11-классникам придется сдавать 4 экзамена?

 

Сергей Маскевич:
График проведения централизованного тестирования по учебным предметам в 2013 году будет утверждаться с учетом сроков проведения выпускных экзаменов в общеобразовательных школах. Сдача первого вступительного экзамена в форме централизованного тестирования, может быть, и сместится по сравнению с нынешним годом на 2-3 дня. 

 

Орлова Тамара Григорьевна, Витебск:
Какие изменения предполагаются в предоставлении молодым специалистам первого рабочего места?

 

Сергей Маскевич:
Вопросы распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, урегулированы Кодексом Республики Беларусь об образовании (статьи 83-88), вступившим в силу с 1 сентября 2012 года. В краткосрочной перспективе внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании не планируется. 

 

Сальманович О.Н., Ошмяны:
что вы можете сказать об электронных студенческих билетах. Их плюсы и, конечно же, минусы.

 

Сергей Маскевич:
В учреждениях образования Республики Беларусь успешно внедряется система электронных студенческих билетов. Подобная система на протяжении более 5 лет прошла апробацию в ряде ведущих учреждений высшего образования (БГУ, БГУИР, БГЭУ и др.) и зарекомендовала себя только положительно. В электронный студенческий билет вмонтирован микропроцессор (чип-модуль). Благодаря этому электронный студенческий билет многофункционален: он может служить пропуском в учебные корпуса вуза, общежития, с его помощью учитывается выдача книг в библиотеке, обеспечивается доступ к электронным базам данных вуза в интернет-аудиториях. С помощью электронного студенческого билета через локальные сети и специальные инфокиоски, которые в будущем появятся во всех корпусах учреждений высшего образования, можно будет проверить учебное расписание, академическую задолженность и графики ее ликвидации, а также другую информацию. Кроме того, его можно использовать как проездной документ в случае предоставления студентам льгот и преференций при пользовании общественным транспортом. Одновременно внедрение в системе образования такой информационно-аналитической системы позволит учитывать затраты на предоставление студенческой молодежи льгот и преференций. Минобразования считает, что внедрение электронного студенческого билета позволит обеспечить максимум удобств и экономию времени при освоении обучающимися образовательных программ. В качестве минусов данной системы можно привести ее высокую затратность при внедрении. 

 

Петреня Б.А., Бобруйск:
1.Встретят ли учреждения образования новый год с новыми правилами аттестации? И прокомментируйте, пожалуйста, 81-е постановление Минтруда о введении квалиф.категории "учитель-методист", а почему не распространить это на ПТУ и ссузы, там же тоже немало профессионалов? 2. В учреждениях образования довольно часто один человек работает на двух должностях: основной и совместителем. Подходит срок повышения квалификации по совмещаемой должности, нужно ли проходить в данном случае повышение квалификации, если в 2011 г. было ПК по основной? 3. В связи с непростой демографической ситуацией имеет ли смысл пересмотреть норматив на открытие группы дневного отделения в колледжах (уровень ССО) не минимально 25 человек, а 20 человек. Это бы существенно помогло учреждениям пережить проблемы в наборе контингента. Планируется ли принятие новых типовых штатов для колледжей? Заранее спасибо. Спасибо и за частое общение в открытом формате и за те позитивные изменения, которые происходят в системе образования.

 

Сергей Маскевич:
Министерством образования разработана новая Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования). Проект постановления Министерства образования, которым утверждается инструкция, в установленном порядке прошел согласование во всех областных, Минском городском исполнительных комитетах. В настоящее время проект постановления Министерства образования "Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)" находится на согласовании в Министерстве труда и социальной защиты.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. №81 "О внесении дополнений в выпуски 1 и 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих" вступило в силу с 1 августа. Согласно этому нормативному документу квалификационная категория "учитель-методист" будет присваиваться лучшим учителям учреждений общего среднего, специального образования, структурных подразделений учреждений высшего образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, то есть тех учреждений образования, где типовыми штатами предусмотрена должность учителя.

Руководитель учреждения образования принимает решение о направлении на повышение квалификации педагогических работников, в том числе и для работников-совместителей. Законодательством установлено повышение квалификации не реже 1 раз в 5 лет (постановление Совета Министров Республики Беларусь 15.07.2011 г. №954). Наполняемость учебной группы при получении среднего специального образования закреплена статьей 196 Кодекса Республики Беларусь об образовании. В 2012 году изменения в кодекс вноситься не будут.
Проект постановления Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении типовых штатов и численных нормативов" в настоящее время проходит согласование с заинтересованными организациями, в том числе Советом ректоров учреждений высшего образования. 

 

Ильницкий Василий Васильевич, Витебск:
Витебский горисполком вынес решение об изъятии земли и ликвидации спортивной площадки УО "Витебский государственный станкоинструментальный колледж". Правомерно ли ухудшать материальное обеспечение и возможности учебно-образовательного процесса физического воспитания, ликвидируя имеющуюся у колледжа спортивную площадку под застройку автостоянки?!

 

Сергей Маскевич:
Министерство образования Республики Беларусь дважды информировало Витебский горисполком о необходимости сохранения комплексной спортивной площадки учреждения образования "Витебский государственный станкоинструментальный колледж", находящейся на землях колледжа. Несмотря на это, Витебским горисполкомом принято решение от 20 апреля 2012 года №560 "О предоставлении земельных участков" об изъятии у колледжа земельного участка с целью строительства недалеко от учебного корпуса колледжа площадки для парковки автомобилей на 38 мест. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении в Прокуратуре Витебской области и Министерстве здравоохранения Республики Беларусь. 

 

Источник: http://www.edu.gov.by/main.aspx?guid=88663


Популярная запись

Туннельное зрение причины..
Читать дальше
Профилактика и прогноз геморрагического диатеза