Главная Повышение цен на тростниковый сахар

Наш выбор

Лечение гиперплазии простаты гомеопатией

Аортальный стеноз лечение эндоваскулярным методом


Читать дальше

Мезотерапия тела раменское

Повышенное газообразование при бросании курить


Читать дальше

Цветовое зрение онлайн


вгд с внутричерепной гипертензией

Человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости. Приспособление глаза к различным уровням яркости называется адаптацией.

Различают световую и темновую адаптации.

Световая адаптация — снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Механизм световой адаптации: работает колбочковый аппарат сетчатки, зрачок суживается, зрительный пигмент подымается с глазного дна.

Темновая адаптация — повышение чувствительности глаза к свету при малой яркости поля зрения. Механизм темновой адаптации: работает палочковый аппарат, зрачок расширяется, зрительный пигмент опускается ниже сетчатой оболочки. При яркостях от 0,001 до 1 кд/кв.м происходит совместная работа палочек и колбочек. Это так называемое сумеречное зрение.

Яркость спектральных цветов, воспринимаемая зрением,(видность) зависит от их цветового тона. Самым ярким (светлым) нам кажется желтый цвет, самыми темными — красный и фиолетовый.

Спектральная чувствительность. Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра — от голубого до оранжевого. Здесь достаточно изменения длины волны на 1 — 2 нм для того, чтобы почувствовать изменение цвета. В области красного и фиолетового цветов разностный порог резко увеличивается, доходя до десятков и сотен нанометров.

Зависимость цветового тона от освещенности (яркости). При нормальной дневной освещенности рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. Если освещенность снижается (сумеречное состояние), то красный, зеленый и синий цвета сохраняют свой цветовой тон, а промежуточные между ними изменяются в направлении сближения с основными. Так, оранжевый становится краснее, желтый приближается к оранжевому, голубой и фиолетовый синеют; желто-зеленые и зелено-голубые теряют свои оттенки и приближаются к спектральному зеленому. Если яркость световых потоков снижается почти до состояния темноты — различаются только три основных цвета — красный, зеленый и синий. В сгущающихся сумерках последним исчезает синий цвет, превращаясь в белесый, а красный превращается в черный. Изменение цветов при уменьшении их яркости называют явлением Бецольда — Брюкке.

При сильном увеличении яркости происходит сдвиг цветового тона всех спектральных цветов к голубому и желтому; это называется явлением Эбнея.

Хроматическая адаптация — снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Проделаем опыт: возьмем какую-либо цветную карточку (выкраску) и закроем половину ее белой бумагой. Посмотрев на выкраску в течение полминуты, откроем вторую половину и сравним цвет двух полей: того, которое мы наблюдали сравнительно долго и того, которое только что увидели. Проделав такой эксперимент с различными цветами, убеждаемся в следующем:

  1. насыщенность всех цветов снижается
  2. светлые цвета темнеют, а темные светлеют
  3. теплые цвета становятся более холодными, а холодные — теплыми.

Итог: в результате хроматической адаптации все три координаты цвета изменяются, т.е. происходит искажение цвета, напоминающее эффект запыления.

Если цвет фиксируется наблюдателем слишком долго, наступает хроматическое утомление, в результате которого первоначальное цветовое ощущение может измениться до неузнаваемости.

Утомляющее действие цвета зависит от следующих факторов:

  1. цветового тона (желтые — наименее утомляющие, красные,
  2. оранжевые и фиолетовые — наиболее)
  3. чистоты (чем чище цвет, тем утомительнее)
  4. яркости (приглушенные и зачерненные цвета — менее утомляющие, чем яркие)

Утомляющее действие цвета связано также с эмоционально-психическими реакциями человека, т.е. его предпочтениями, культурным уровнем, темпераментом и прочими факторами, которые необходимо учитывать при цветовом проектировании.

Цветовая индукция — изменение характеристик (координат) цвета под влиянием наблюдения другого цвета (или, проще говоря, взаимное влияние цветов).

Различают два принципиально разных типа индукции — отрицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое — еще светлее, чем они есть на самом деле. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их "подравнивание", нивелирование. Тот или иной тип индукции имеет место в зависимости от меры различия характеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится еще увеличить его (отрицательная индукция); если различие малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу (положительная индукция). Часто в научной и методической литературе термин "индукция" заменяют словом "контраст". Это не совсем корректно, но удобно и привычно. Контраст — это мера индукции. Различают следующие виды контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону.

Яркостный контраст (К/В) — отношение разности яркостей пятен к большей яркости.

При К/В > 0,5 — большой контраст; при 0,2 < К/В < 0,5 — средний контраст; при К/В < 0,2 — малый контраст.

Контраст по насыщенности (К/М) — отношение разности величин насыщенности двух пятен к большей величине.

При К/М > 0,5 — большой контраст; при 0,2 < K/M < 0,5 — средний контраст; при К/М < 0,2 — малый контраст.

Контраст по цветовому тону (К/Т) — определяется величиной углового расстояния между цветами в 10-ступенном круге. 110 < K/T < 180 — большой к.; 70 < K/T < 110 — средний к.; К/Т < 70 — малый контраст (числа даны в угловых градусах).

Закономерности отрицательной индукции

1. Изменение цвета пятна под влиянием фона:

  1. к цвету пятна прибавляем цвет, на синем фоне серый желтеет, на желтом синеет.
  2. из цвета пятна вычитаем цвет фона. Примеры: цвет охры на красном фоне кажется холоднее; хромовая зелень на синем становится желто-зеленой.

2. Факторы, влияющие на меру индукции (контраст):

  1. чем ближе пятна, тем больше контраст
  2. четкий контур пятна увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический.
  3. уменьшение яркостного контраста увеличивает хроматический, и наоборот.
  4. чем насыщеннее пятно, тем сильнее его индукционное воздействие
  5. пятно с развитым (сложным) контуром окрашивается по индукции сильнее, чем пятно той же площади с минимальным (простым) контуром.

3. Способы ослабления или устранения индукционного окрашивания.

  1. подмешивание цвета фона в цвет пятна
  2. обведение пятна четким темным контуром
  3. обобщение силуэта пятен, сокращение их периметра
  4. взаимное удаление пятен в пространстве.

Трехкомпонентная теория цветового зрения

Согласно этой теории, в нашем органе зрения существуют три цветоощущающих аппарата: красный, зеленый и синий. Каждый из них возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волны излучения (света). Затем возбуждения суммируются аналогично тому, как это происходит при слагательном смешении цветов. Сумма возбуждений ощущается нами как тот или иной цвет. Авторы этой теории — М. В. Ломоносов, Т. Юнг и Г. Гельмгольц. Трехкомпонентная теория хорошо объясняет важнейшие закономерности цветового зрения — адаптацию, индукцию, цветовую слепоту, спектральную чувствительность глаза, зависимость цвета от яркости и др. Однако, следует заметить, что в наше время известны факты, свидетельствующие о более сложной картине функционирования органа зрения.

Источник: http://mironovacolor.org/theory/color_vision/


Популярная запись

прибор для маникюра и педикюра витесс
Сильная головная боль при голодании..
Читать дальше
Клип юлия савичева сердцебиение