Главная Козьмина н. п., биохимия хлебопечения, м., 1971

Наш выбор

Что нельзя делать при межпозвонковой грыже

Кишечная инфекция роспотребнадзор рязань 2013 год


Читать дальше

Стоимость подтяжки нижней части лица

Фото ануса после удаления гемороя


Читать дальше

Какое число на картинке задания для зрения


как курить трубку чтобы не болела голова


^

Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Рассуждения составляют главное содержание мышления человека, чем бы он не занимался. С точки зрения педагогики, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребёнок последовательно, обоснованно излагает свои мысли.

В 1 классе я начала работу по развитию логических суждений у школьников с ввода в урок заданий, в которых детям предлагала найти верное и ложное высказывания (суждения). Например.

1. На доске прикрепляла два листа бумаги.

На одном были изображены обезьяна, кошка, белка, а на другом – змея, медведь, мышь.

Учащимся нужно было определить, для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно.

- Все животные, нарисованные на картинке, умеют лазать по деревьям.

- У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть.

- Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать.

- У некоторых животных есть лапы.

- Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах.

- У всех животных, нарисованных на картинке, есть ногти.

- Некоторые животные, нарисованные на картинке, впадают в спячку.

- На этой картинке нет ни одного животного без усов.

- Все животные, нарисованные на картинке, млекопитающие.

- Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не откладывает яйца.

В дальнейшем для таких заданий я часто использовала иллюстрации из учебника.

2. Игра «Верно, не верно».

Если высказывание верно, дети показывают зелёный круг, а если не верно – красный.

- Все рыбки плавают в большом аквариуме.

- Все рыбки плавают в маленьком аквариуме.

- Каждая рыбка красная.

- Некоторые рыбки красные.

- Все рыбки жёлтые.

- Все рыбки большие.

- Некоторые рыбки большие.

3. Игра «Кто быстрее?»

Детям предлагаю выбрать из набора геометрических фигур:

- не треугольник;

- не квадрат;

- не круг;

- выбери треугольник не красного цвета;

не жёлтого цвета;

не синего цвета;

- выбери красные фигуры не треугольники.

Дети после каждого выбора объясняют и доказывают свой ответ.

Из ряда карточек, на которых изображены разные предметы, предлагаю детям выбрать:

- не овощи;

- не одежду;

- не игрушки;

- не фрукты.

Объясните свой ответ.

4. Задание для самостоятельной работы.

Детям предлагаю самостоятельно записать в тетрадь номер картинки, для которой высказывание верно.

5. Работа по рисунку с геометрическим материалом.

Детям предлагаю следующие высказывания для определения истинности или ложности:

- Некоторые фигуры на чертеже - треугольники;

- Все фигуры на чертеже – треугольники.

- На чертеже нет ни одного треугольника.

- На чертеже нет прямоугольников.

- Все фигуры на чертеже – круги.

- Все фигуры на чертеже – многоугольники. И т.д.

Во время проверки дети объясняют свой выбор.

6. Задание со словами – связками.

При выполнении таких заданий дети дополняют предложенные им высказывания словами «все», «некоторые» так, чтобы получились истинные высказывания.

Например, даю детям такие предложения.

- дети знают математику на «5»;

- числа двузначные;

- ромбы – четырёхугольники;

- отрезки ограничены с двух сторон;

- числа, оканчиваются на 0, делятся на 2;

- числа делятся без остатка на 7. И т.д.

Предлагаю детям высказывания, в которые нужно вставить другие слова: ни один, никто, каждый, любой и др.

Затем дети учатся сами составлять истинные и ложные высказывания для предлагаемых им иллюстраций.

7. Логические концовки.

Дети должны правильно закончить высказывание.

- Если стул низкий, то стол ….

- Отец старше сына, то сын …..

- Если Оля выше Даши, то Даша ….

- Если река шире ручья, то ручей …..

- Если змея длиннее ящерицы, то ящерица ….


  1. Задания на построение цепочки логических рассуждений с последующими умозаключениями.

Такие задания в практике обычно называют логическими задачами.

а) Миша сильнее Пети, но слабее Кирилла. Кирилл сильнее Миши, но слабее Бори. Кто из них самый сильный, а кто на втором месте по силе?

Такие задачи учимся решать поэтапно, расставляя на схеме согласно условиям имена мальчиков.

Сильнее

- Б

- К

- М

- П

Слабее

Таким образом, легко «увидеть», что самый сильный мальчик – Боря, и сравниться с ним по силе может лишь Кирилл, занимающий «почётное второе место».

б) Дима выше ростом, чем Саша. Женя выше ростом, чем Дима. Кто ниже всех ростом?

Выше

- Ж

- Д

- С

Ниже

Если в задачу такого вида добавить отрицание «не», то мы получим более сложную задачу.

в) Катя не выше ростом, чем Лена. Лена ниже Ани. Кто выше ростом?

Выше

- А

- Л К↓

- ←

Ниже

9. Задачи с постепенным усложнением.

а) У Миши и Пети по яблоку. Одно яблоко зелёное, другое – красное. У Пети зелёное яблоко. Какое яблоко у Миши?

М ?

П

При решении таких задач дети строят цепочку своих рассуждений и выстраивают схему.

б) У Кати и Васи по альбому для рисования. Один альбом большой, а другой – маленький. У Васи альбом маленький. Какой альбом у Кати?

К большой

В → маленький

в) В вазе лежат яблоко, груша и банан. Петя, Вася и Саша выбрали по одному фрукту. Петя взял не яблоко и не грушу. Вася – не яблоко. Какой фрукт взял Саша?

П яблоко

В груша

С банан

г) Маша прочитала книгу за 4 дня. Каждый день она читала в 3 раза больше страниц, чем уже прочитала. Какую часть книги она прочитала за 3 дня?

Очень эффективны для развития умения рассуждать магические квадраты.

Знакомство с ними мы начали во 2-ом полугодии 1 класса.

Вначале я дала ребятам понятие «магический» квадрат и первые упражнения у нас были направлены на определение «магический» это квадрат или нет. Дети высказывали свои предположения и проверяли их вероятность. Например:

1. Какое число должно стоять в пустой клеточке, чтобы квадрат был магическим. Докажи. Как ты рассуждал?


Докажите, что в пустой клеточке не может стоять цифра 4.

2. Вставьте в пустые клеточки квадрата числа так, чтобы он стал магическим.

3. Вставьте числа 3,5,8,9,11 так, чтобы получился магический квадрат.

4. Дан магический квадрат. Найдите сумму чисел, которые спрятались за буквами А,В,С.


4

9

А

(2)

(7)

(6)


3

5

В

8

1

С

9+5+1=15 → А+В+С=15

5. Дан математический квадрат. Найдите числа, которые спрятались за буквами А, В, С, Д.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-177704.html?pag...


Популярная запись

компрессионный перелом 2 позвонков над поясницей очень болит что может помочь посоветуйте
Кожа при заболеваниях атеросклерозе..
Читать дальше
Остеохондроз повышается артериальное давление лечение