Наш выбор
Что нельзя делать при межпозвонковой грыже
Кишечная инфекция роспотребнадзор рязань 2013 год
Читать дальшеКакое число на картинке задания для зрения
^
Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Рассуждения составляют главное содержание мышления человека, чем бы он не занимался. С точки зрения педагогики, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребёнок последовательно, обоснованно излагает свои мысли.
В 1 классе я начала работу по развитию логических суждений у школьников с ввода в урок заданий, в которых детям предлагала найти верное и ложное высказывания (суждения). Например.
1. На доске прикрепляла два листа бумаги.
На одном были изображены обезьяна, кошка, белка, а на другом – змея, медведь, мышь.
Учащимся нужно было определить, для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно.
- Все животные, нарисованные на картинке, умеют лазать по деревьям.
- У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть.
- Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать.
- У некоторых животных есть лапы.
- Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах.
- У всех животных, нарисованных на картинке, есть ногти.
- Некоторые животные, нарисованные на картинке, впадают в спячку.
- На этой картинке нет ни одного животного без усов.
- Все животные, нарисованные на картинке, млекопитающие.
- Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не откладывает яйца.
В дальнейшем для таких заданий я часто использовала иллюстрации из учебника.
2. Игра «Верно, не верно».
Если высказывание верно, дети показывают зелёный круг, а если не верно – красный.
- Все рыбки плавают в большом аквариуме.
- Все рыбки плавают в маленьком аквариуме.
- Каждая рыбка красная.
- Некоторые рыбки красные.
- Все рыбки жёлтые.
- Все рыбки большие.
- Некоторые рыбки большие.
3. Игра «Кто быстрее?»
Детям предлагаю выбрать из набора геометрических фигур:
- не треугольник;
- не квадрат;
- не круг;
- выбери треугольник не красного цвета;
не жёлтого цвета;
не синего цвета;
- выбери красные фигуры не треугольники.
Дети после каждого выбора объясняют и доказывают свой ответ.
Из ряда карточек, на которых изображены разные предметы, предлагаю детям выбрать:
- не овощи;
- не одежду;
- не игрушки;
- не фрукты.
Объясните свой ответ.
4. Задание для самостоятельной работы.
Детям предлагаю самостоятельно записать в тетрадь номер картинки, для которой высказывание верно.
5. Работа по рисунку с геометрическим материалом.
Детям предлагаю следующие высказывания для определения истинности или ложности:
- Некоторые фигуры на чертеже - треугольники;
- Все фигуры на чертеже – треугольники.
- На чертеже нет ни одного треугольника.
- На чертеже нет прямоугольников.
- Все фигуры на чертеже – круги.
- Все фигуры на чертеже – многоугольники. И т.д.
Во время проверки дети объясняют свой выбор.
6. Задание со словами – связками.
При выполнении таких заданий дети дополняют предложенные им высказывания словами «все», «некоторые» так, чтобы получились истинные высказывания.
Например, даю детям такие предложения.
- дети знают математику на «5»;
- числа двузначные;
- ромбы – четырёхугольники;
- отрезки ограничены с двух сторон;
- числа, оканчиваются на 0, делятся на 2;
- числа делятся без остатка на 7. И т.д.
Предлагаю детям высказывания, в которые нужно вставить другие слова: ни один, никто, каждый, любой и др.
Затем дети учатся сами составлять истинные и ложные высказывания для предлагаемых им иллюстраций.
7. Логические концовки.
Дети должны правильно закончить высказывание.
- Если стул низкий, то стол ….
- Отец старше сына, то сын …..
- Если Оля выше Даши, то Даша ….
- Если река шире ручья, то ручей …..
- Если змея длиннее ящерицы, то ящерица ….
-
Задания на построение цепочки логических рассуждений с последующими умозаключениями.
Такие задания в практике обычно называют логическими задачами.
а) Миша сильнее Пети, но слабее Кирилла. Кирилл сильнее Миши, но слабее Бори. Кто из них самый сильный, а кто на втором месте по силе?
Такие задачи учимся решать поэтапно, расставляя на схеме согласно условиям имена мальчиков.
Сильнее
- Б
- К
- М
- П
Слабее
Таким образом, легко «увидеть», что самый сильный мальчик – Боря, и сравниться с ним по силе может лишь Кирилл, занимающий «почётное второе место».
б) Дима выше ростом, чем Саша. Женя выше ростом, чем Дима. Кто ниже всех ростом?
Выше
- Ж
- Д
- С
Ниже
Если в задачу такого вида добавить отрицание «не», то мы получим более сложную задачу.
в) Катя не выше ростом, чем Лена. Лена ниже Ани. Кто выше ростом?
Выше
- А
- Л К↓
- ←
Ниже
9. Задачи с постепенным усложнением.
а) У Миши и Пети по яблоку. Одно яблоко зелёное, другое – красное. У Пети зелёное яблоко. Какое яблоко у Миши?
М ?
П
При решении таких задач дети строят цепочку своих рассуждений и выстраивают схему.
б) У Кати и Васи по альбому для рисования. Один альбом большой, а другой – маленький. У Васи альбом маленький. Какой альбом у Кати?
К большой
В → маленький
в) В вазе лежат яблоко, груша и банан. Петя, Вася и Саша выбрали по одному фрукту. Петя взял не яблоко и не грушу. Вася – не яблоко. Какой фрукт взял Саша?
П яблоко
В груша
С банан
г) Маша прочитала книгу за 4 дня. Каждый день она читала в 3 раза больше страниц, чем уже прочитала. Какую часть книги она прочитала за 3 дня?
Очень эффективны для развития умения рассуждать магические квадраты.
Знакомство с ними мы начали во 2-ом полугодии 1 класса.
Вначале я дала ребятам понятие «магический» квадрат и первые упражнения у нас были направлены на определение «магический» это квадрат или нет. Дети высказывали свои предположения и проверяли их вероятность. Например:
1. Какое число должно стоять в пустой клеточке, чтобы квадрат был магическим. Докажи. Как ты рассуждал?
Докажите, что в пустой клеточке не может стоять цифра 4.
2. Вставьте в пустые клеточки квадрата числа так, чтобы он стал магическим.
3. Вставьте числа 3,5,8,9,11 так, чтобы получился магический квадрат.
4. Дан магический квадрат. Найдите сумму чисел, которые спрятались за буквами А,В,С.
4 |
9 |
А |
(2) (7)
(6) |
3 |
5 |
В |
|
8 |
1 |
С |
9+5+1=15 → А+В+С=15
5. Дан математический квадрат. Найдите числа, которые спрятались за буквами А, В, С, Д.
Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-177704.html?pag...
Популярная запись

Читать дальше